Методика обучения школьников машиноведению

Страница 1

Учебной программой уделяется большое внимание обучению учащихся станочным операциям и сообщению им начальных об­щих сведений о машине. Это не случайно. Во-первых, одна из главных задач трудового обучения в V—VII классах состоит в том, чтобы дать учащимся правильное представление о харак­тере современного общественного производства и о путях его дальнейшего развития. Наиболее показательным в этом отноше­нии является замена ручного труда механизированным и автома­тизированным. Поэтому было бы недопустимым ограничиться ознакомлением учащихся только с ручной обработкой материалов.

Во-вторых, опрос учащихся показывает, что многие пятикласс­ники на основании жизненного опыта имеют представление о ма­шине, механизме, детали. Это свидетельствует о том, что сама жизнь требует ознакомления учащихся V—VII классов с эле­ментами машиноведения на научной основе, что важно для уси­ления политехнической направленности образования.

В-третьих, начиная профессиональное обучение в VIII классе, учителю значительно легче будет обеспечить формирование новых понятий, если он сможет опереться на знания учащихся об уст­ройстве какой-либо конкретной машины, приобретенные в V—VII классах.

При обучении учащихся станочным операциям и при ознаком­лении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудо­вого обучения, ставятся следующие основные задачи:

раскрыть преимущества машинного труда по сравнению с ручным;

познакомить с общим устройством сверлильного, токарного и фрезерного станков и дать на этой основе представление о тех­нологической машине;

сформировать основные понятия о детали, механизме, ма­шине. Дать представление о классификации машин;

обучить работе на деревообрабатывающих и металлорежу­щих станках. Дать представление об обработке материалов сня­тием стружки;

познакомить на базе деревообрабатывающих и металлоре­жущих станков с типовыми деталями машин, видами их соеди­нений и механизмов;

познакомить с процессом разборки и сборки машин и от­дельных сборочных единиц.

Учебной программой по труду в V—VII классах по соображе­ниям дидактики на обработку материалов вручную отводится больше времени, чем на обработку материалов на станках. Чтобы у учащихся не сложилось на этом основании неправильное пред­ставление о главенствующей роли ручной обработки материалов в условиях современного промышленного производства, учитель должен дать учащимся понятие о преимуществах машинного тру­да и показать его место в народном хозяйстве. Для этой цели обработка материалов на станках сопоставляется с обработкой материалов вручную по показателям, которые позволяют убедить­ся в ее преимуществе, а именно: производительность труда, точ­ность обработки, трудоемкость процесса изготовления детали.

Раскрывая преимущества машинной обработки материалов по сравнению с ручной, следует в то же время предостеречь учащих­ся от недооценки значения слесарной и столярной профессий для народного хозяйства. Поэтому учитель, с одной стороны, подчер­кивает, что ручная обработка не утратила и еще долго не утра­тит своего самостоятельного значения, а с другой стороны, пока­зывает на примерах что, владея приемами ручной обработки, легче научиться работе на станках.

Задачи политехнического образования требуют, чтобы учащие­ся имели общие понятия о машине, детали, механизме и т. п. На базе этих понятий можно систематизировать знания учащих­ся по машиноведению.

В учебно-методической литературе встречаются различные, под­час противоречивые определения понятия «машина». Машина определяется как устройство, выполняющее механические движе­ния для преобразования энергии, материалов и информации. Усво­ить эти понятия учащимся V—VII классов школы не под силу. Поэтому, опираясь на это общее определение, с учетом общего развития учащихся, можно воспользоваться, например, таким опре­делением: «Машиной называется механизм или система механиз­мов, предназначенная для преобразования энергии или выполне­ния полезной работы».

Общее определение понятия «механизм» выведено на базе теории механизмов и машин и недоступно пониманию учащихся. В связи с этим можно рекомендовать, например, такое опреде­ление понятия «механизм»: «Совокупность деталей, в которой пе­ремещение одной детали (ведущей) вызывает совершенно определенные перемещения остальных деталей этой системы, называется механизмом».

Наконец, определение понятия «деталь» можно рекомендовать в следующей формулировке: «Отдельные части механизмов и ма­шин, изготовленные без сборочных операций, называются дета­лями машин. Деталью считают часть машины или механизма, состоящую из одного куска материала».

Определения перечисленных понятий изучаются в V—VII клас­сах. Этому предшествует накопление знаний учащихся, так что формирование понятий осуществляется как единый дидактический процесс на протяжении нескольких лет.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Описание используемых методов обработки результатов исследования
В обработке результатов использовались следующие методы: Качественный анализ данных (контент-анализ); Дисперсионный анализ; Факторный анализ; Корреляционный анализ; Класстерный анализ. Качественный анализ — обеспечивает более глубокое понимание и объяснение изучаемых явлений, прежде всего на уровне ...

Диагностика итогового уровня развития детского декоративного творчества
Задача: определить итоговый уровень развития детского декоративного творчества. В эксперименте принимали участие те же дети экспериментальной группы. Диагностика была проведена 29го февраля 2008 года. Данные диагностики занесены в протокол. Из протокола видно, что в экспериментальной группе после п ...

Функции и роли социального педагога
В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом деятельности социальных педагогов, а также на основе его осмысления в научной литературе и специальных рекомендаций Министерства образования (например, Методическое письмо Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.199 ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru