Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами

Статьи о педагогике » Ознакомление дошкольников с птицами » Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами

Страница 2

Можем полагать, что основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям знания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам. Важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразиях и представлениях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способа помощи, ухода за ним, его защиты.) то есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней. Для взрослого человека основным критерием отношения к природе являются поступки. Под любовью к природе подразумевается не только пассивное, созерцательное отношение (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидательное (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки, так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа («Это деревья, цветы, лес, звери…», «Это все, что растет…», «Это кусты, трава, животные…»). Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Меньшее число старших ребят принимают во внимание и неживые объекты (солнце, небо, камни, землю и др.). Для детей 6 -7 лет характерны три уровня отношения к природе:

Обусловленное созерцательной оценкой природных объектов («все в природе интересное, красивое…»);

Вызванное утилитарной оценкой («природа нам все дает, чтобы есть», «в лесу много грибов и ягод», «корова дает молоко»);

Обусловленное нравственно-эстетической оценкой («природа нам помогает жить, поэтому ее надо беречь»).

В дошкольном возрасте преобладает первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими. Не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе. Она в основном направляется на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т.п.). Однако у старших дошкольников можно сформировать такое отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно-эстетической оценкой, то есть пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «так нельзя, а так можно и нужно». Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот, например, на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудит с детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли ребята создать для него условия, похожие на естественные.

Дети с помощью педагога приходят к выводу, что не стоит брать ежа из леса, «здесь ему лучше, здесь его дом», «может его где-то ежата ждут». Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснить, почему так делать нельзя. Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-го класса
База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна. Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса. Задачи данного этапа: Провести беседу с учителями; Провести тестир ...

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru