Особенности речевого развития заикающихся детей

Статьи о педагогике » Общее недоразвитие речи у детей » Особенности речевого развития заикающихся детей

В отечественной литературе развивается представление о наличии двух основных форм заикания, которое начинается в детстве: невротической и неврозоподобной.

Сравнение результатов исследования речевого онтогенеза, характера речевых артикуляций и психолингвистических показателей выявляет значительное различие детей с этими формами заикания.

Согласно данным анамнеза у детей с невротической формой заикания первые слова появляются в 9 — 10 мес. жизни, словарь быстро пополняется. Фраза формируется к 18 — 20 мес. жизни и к 24 — 28 мес. оформляется грамматически. Степень развития речевых артикуляций соответствует возрастной норме: до 36 мес. они могут быть недостаточно четкими и даже искаженными, много физиологических итераций. Речевая активность этих детей высокая.

При исследовании детей вскоре после начала заикания, т. е. в возрасте 2 — 5 лет, отмечается соответствие характера речевых артикуляций возрастной норме. Часть психолингвистических показателей (словарь, воспроизведение смысловой программы и пр.) выше, чем в норме. В то же время к 5 — 7 годам начинается ограничение лексического репертуара, к 8 — 10 годам устная речь становится все более стереотипной. Монологическая речь развивается хуже, чем в норме. Эти дети усваивают школьную программу достаточно успешно.

При неврозоподобной форме заикания первые слова появляются к 15 — 18 мес. жизни, фразовая речь — к 3,5 годам. Заикание начинается в период овладения фразой. Накопление словаря и оформление грамматического строя речи значительно отстает от нормы. Речевые артикуляции нарушены. Диалогическая и монологическая речь развивается плохо. В школе дети с этой формой заикания не могут усвоить программу самостоятельно.

Еще о педагогике:

Объекты окружающего мира и информация
Окружающий человека мир состоит из тел живой и неживой природы. Некоторые из них вам хорошо известны (вода, яблоко, Луна, собака, обезьяна и т.д.), но еще многие из них вы будете познавать на протяжении всей своей жизни. В окружающем мире постоянно происходят изменения, которые называют явлениями. ...

Речевое развитие нормальных детей
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить ...

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в опред ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru