Развитие творческих способностей младших школьников

Страница 1

При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепций развития творческих способностей школьников на уроках русского языка с начальной ступени обучения ребенка в школе.

Средства развития творческих способностей используются практически на всех этапах обучения русскому языку:

- на этапе объяснения нового материала (представление информации);

- на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям);

- на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся);

- на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Творческие (креативные) способности – это комплексные возможности школьника в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.

Для более активной мыслительной деятельности учащихся применяется один из различных методов обучения – беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процесс е выполнения учащимися трудовых заданий применяется индивидуальное собеседование для выяснения степени осмысливания школьником к отдельных приемов работы, так и всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии, развивает самостоятельность суждения творческого замысла.

Замысел является основой творчества, высшим уровнем человеческого сознания, преображающего мир; условием стимулирования и формирования творческих способностей у школьников, свободой сознательной деятельности.

Замысел наполняет всю работу в целом, так как продумывается весь путь к получению результата труда, цели труда: использование материалов, средств труда, последовательность операций и подготовка к работе. Подготовка – промежуточная форма работы, звено между замыслом и исполнением. Она включает в себя заготовку и подбор сырья, наладку инструментов, раскладку их на рабочем месте.

Исполнение – это венец, высшая форма работы, – представляет собой непосредственное изготовление изделия, завершает подготовку, реализует замысел. Подготовка сберегает время для исполнения, поэтому учащимся нужно прививать серьёзное отношение к подготовке, тогда будет успех в осуществлении замысла. Исключительную роль в достижении успеха при исполнении играет владение школьниками необходимыми умениями, навыками, привычными действиями, которые они получают в процессе практической или теоретической деятельности.

Для того, чтобы учащиеся сознательно усваивали знание и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для воплощения замысла в реальность следует при менять различные группы приемов: мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.

К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно увидеть и проанализировать на проводимых творческих выставках работ учащихся. За каждое выполненное изделие ученикам выставляется оценка, значит этой же оценкой можно оценить замысел и творческие способности учащихся.

Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные ...

Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы
Каждый учебно-методический комплект по русскому языку 1 – 4 класса, включающий в себя программу, учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие, направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку ...

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе. Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru