Виды заданий по формированию словоизменения

Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме); вставка в предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья.- Осенью с деревьях опали листья); дополнение предложения с помощью предметной картинки; ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определённом падеже; выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций; называние цвета различных предметов.

При формировании функции словообразования рекомендуются следующие задания:

Образовать уменьшительно- ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью картинок (дом-домик, шкаф-шкафчик, берёза-берёзка); образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото «Из чего сделано?»; образовать глаголы с различными приставками; выбрать родственные слова среди слов, сходных по звуковой структуре (лес- лесной, лесник, лестница).

Формирование словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочетаниях, далее в предложениях.

Виды письменных упражнений при формировании словоизменения и словообразования

Записать название цвета к словам: помидор… , груша … , яблоко … ; добавить название предмета к данным словам: высокое……, весёлый……., длинная……., красная… , круглое… ; подобрать картинки, к которым можно подставить слова он, она или оно; вставить в предложение пропущенное слово: Цветы стоят … вазе. Огурцы растут … грядке. Книги … на полке. Над цветами летают …; дополнить предложения словами из правого столбика (слова даны вразброс):

В норке живёт …. белки

А в дупле живёт …. мышка

У … пушистый хвост. белку

Кошка поймала …. мышкой

На дереве дети увидели …. белка

Котёнок побежал за …. мышку

Б. Формирование синтаксической структуры предложения

Логопедическая работа над предложением учитывает сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе. Она проводится в следующей последовательности:

1. Двусоставные предложения, включающие подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное глаголом 3 лица настоящего времени,

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространённые предложения из 3-4 слов,

4. Сложносочинённые предложения.

5. Сложноподчинённые предложения.

В процессе формирования синтаксической структуры предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Первоначально на материале 1-2 предложений детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам). Например, предлагается картинка Коза щиплет траву. С помощью вопросов определяется субъект, предикат, объект действия. Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосредственно с изображёнными предметами и действием.

Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем они выкладывают схему предложения под картинкой.

Рекомендуются следующие виды задания с использованием графических схем:

Подбор предложений по данной графической схеме; запись предложений под соответствующей схемой; самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме; составление обобщённого представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме; используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений, распространение предложений.

Еще о педагогике:

Анализ предметной области подсистемы — учебный план
Учебный план — документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет. Существующая (традиционная) организационная схема составления учебных планов работает следующим образом. И ...

Сценарии физкультурно-оздоровительных мероприятий
Спортивный праздник «День игры» Цель: продолжать развивать любовь к спорту и физическим упражнениям; оптимизировать двигательную активность воспитанников. Задачи: развивать волевые качества, учить трудолюбию, взаимовыручке; активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображение. Предварите ...

Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения
В Беларуси накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учет ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru