Интегрированный курс ''физика и астрономия''

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Интегрированный курс ''физика и астрономия''

Страница 2

9 класс В учебнике вводятся основные законы механики, в том числе и небесной, даются главные сведения о галактиках, эволюции Вселенной. Изучение курса рассчитано на 3 учебных часа в неделю. В историческом аспекте изложен вопрос о теории света, даны основы спектрального анализа. Особое внимание уделено оптическим приборам. Легко прослеживается связь между координатами небесными и земными. Учащиеся могут узнать, как с помощью законов Ньютона были открыты 8 и 9 планеты Солнечной системы – Нептун и Плутон, каким образом определяют массу небесных тел и расстояния до них. На основе теории атомного ядра объяснён принцип ядерной энергетики и появление энергии излучения Солнца и звёзд.

Учебник обладает рядом плюсов и минусов, с нашей точки зрения. Язык написания сочетает высокую научность, логичность, пошаговость и одновременно легкость изложения материала. Иллюстрации и рисунки выбраны с высокой точностью для каждой темы и отвечают принципу наглядности. Материал учебника изобилует примерами современных достижений в физике и астрономии. Учебник чем-то похож на мини-энциклопедию. Выдержан онтогенетический подход в изложении материала, т. е. сообразно возрасту подобраны объяснения нового, закрепления, подбор домашних заданий и контрольных вопросов. Благодаря этому происходит формирование целостного научно-культурного мировоззрения. Но возникает вопрос, что будут изучать учащиеся в 10-11 классах школы и на чём будут расставлены тогда акценты (углубление тем, решение задач, '''профильное'' изучение материала, синергетический подход в преподавании и др.) при прохождении интегрированного курса в 7-9 классах. Учебник не даёт чёткую и глубокую систему задач и лабораторных работ, стимулирующую развитие логического и абстрактного мышления.

Интегративный курс «астрономия в школе» (9-10кл.) разработан и реализован в школе с углубленным изучением физики Е.Б. Гусевым. Положительным фактом является включение в курс трех блоков: 1) элементы истории астрономии, формирование астрономических картин мира; 2) современное представление о структуре, свойствах, эволюции Вселенной и её объектов; 3) взаимодействие человека и вселенной, исследование небесных тел с использованием средств космонавтики, проблема существования и поиска внеземных цивилизаций. Большое внимание в курсе отводится практическим занятиям .

На практике пока данную концепцию, хотя она находит интерес среди учителей, реализовать непросто в силу ''неспособности'' быстро отойти от привычного преподавания физики в школе, а главное, при недостатке отводимых часов на данный курс. Пока школа ориентирована на энциклопедическую «накачку» знаниями, умениями, навыками в учеников, а не на раскрытие целостной глубочайшей картины мира для них и в них самих. Однако положительные сдвиги в синтезе физики и астрономии уже есть, ряд школ России уже использует интегрированный курс вполне успешно. Можно предугадать живучесть курса с переходом школы на 12-тилетнее обучение. Учителя надеются расширить среднее звено на 2 года, тогда проблема недостатка часов будет снята, и обязательное образование будет 10-тилетним, синтезирующим предметы, синергетичным, формирующим научные представления о мире. Последние же 2 класса будут профильно-дифференцированными, ориентированными на углубление знаний и поступлению в вуз.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Причины необъективности педагогической оценки
Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации ...

Методические подходы к развитию детского декоративного творчества
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий н ...

Организация работы психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, конс ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru