Онтогенетический экскурс в историю преподавания астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Онтогенетический экскурс в историю преподавания астрономии

Страница 2

В начале 20 века были изданы учебники для различных типов средних учебных заведений, сборник задач и упражнений Н. П. Каменьщикова, пособие по организации практических работ и наблюдений Н. В. Платонова. В период становления советской школы астрономии как самостоятельный учебный предмет не преподавалась. Значительный астрономический материал содержали комплексные программы ГУС (с 1923-25гг.), в которых отмечалось, что «все астрономические темы проходятся методом наблюдения невооруженным глазом самими учащимися». Важную роль в становлении курса и развитии методов обучения астрономии, в частности школьных астрономических наблюдении, сыграли «Рабочие книги по астрономии» М. Е. Набокова.

В 30-х годах астрономия как самостоятельный учебный предмет вошла в учебные планы старших классов средней школы (1ч. в неделю). Некоторые первоначальные астрономические сведения учащиеся получали в курсе физической географии (2-4-й кл.), впоследствии в курсе природоведения. В. 1935 был издан первый советский стабильный учебник по астрономии Б. А. Воронцова-Вельяминова и М.Е. Набокова в двух частях: общей и астрофизической. В учебнике 1947 (автор Воронцов-Вельяминов) была сделана попытка перенести вопросы сферической астрономии в заключительную часть курса и начать его изложение с астрофизики. В последующих изданиях учебника была восстановлена традиционная последовательность изложения.

Наиболее существенные изменения были внесены в программу курса астрономии в 1970-1980 годы, когда школы переходили на новое содержание образования, и произошел ряд фундаментальных открытий в науке (пульсары, квазары, реликтовое излучение и др.), заставивших по-новому взглянуть на строение и эволюцию Вселенной. Особенно изменилась структура заключительной части курса: объединение вопросов космогонии и космологии в единую тему «Строение и эволюция Вселенной». В 1985 усовершенствована базисная программа и разработана программа по астрономии для средней школы (1ч. в под в выпускном классе), включающая «Введение» и 6 тем: «Практические основы астрономии» (объясняет астрономические явления, наблюдаемые невооруженным глазом), «Движение небесных тел», «Методы астрофизических исследований», «Природа тел Солнечной системы», «Звезды и Солнце», «Строение и эволюция Вселенной». Заключительная лекция посвящена современным достижениям и роли астрономии.

В соответствии с этой программой был переработан стабильный учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова (1987), а также изданы пробные учебники Е. П. Левитана (1985), А. В. Засова и Э. В. Кононовича (1986) и В. В. Порфирьева (1987).

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка
Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и лис ...

Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы
Рассматривая современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы, мы опирались на опыт работы педагогов начальной школы. Учителя Калужской области, Дзержинского района, Латыпова Е.А. и Андросова Л.М. считают, что орфографическую зоркость эффективно тренировать через ...

Формирование контроля и самооценки
Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru