Методика коррекции фонематической дислексии

Страница 2

На последнем этапе логопедической работы выполняются задания по формированию слогового анализ и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Рекомендуются следующие задания:

Придумать слова с двумя или тремя слогами; придумать слово с определённым слогом в начале, например, со слогом ма; придумать слово с определённым слогом в конце; определить количество слогов в названии картинки (без предварительного её воспроизведения); поднять цифру, соответствующую количеству слогов в названии картинки.

Развитие фонематического анализа и синтеза

В логопедической работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать сложность различных форм этой функции и последовательность её формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Л в словах лодка, лыжи, дом, кошка, вилка, пол, собака, утка.

2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове. 3. Определение последовательности звуков в слове.

4. Определение количества звуков в слове.

5. Определение места звука по отношению к другим звукам.

Выделение (узнавание) звука на фоне слова

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

Показать букву, если в слове есть соответствующий звук; разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой стороны сделать прочерк, логопед читает слова, если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если нет звука- крестик ставится под прочерком; повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву; выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву; подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук.

Выделение первого и последнего звука из слова

а) Вычленение первого ударного гласного из слова

Рекомендуются следующие задания:

Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь и др; найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного; подобрать слова, которые начинаются на гласные А,О,У; отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные; к картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.

б) Вычленение первого согласного из слова

Примерные задания:

Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука; выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука; по сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука; вписать первую букву в схему слова под картинкой; отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

в) Определение конечного согласного в корне

Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, потом в слове. Используются те же виды заданий, что и при определении в слове первого гласного и согласного звуков.

г) Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд- картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд- картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий- в конце слова; подобрать слова, в которых звук Л в начале слова; подобрать слова, в которых звук Л в конце слова; подобрать слова, в которых звук Л в середине слова; по сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.

Можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как умственного действия:

Первый этап- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Второй этап- формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Третий этап- формирование действий фонематического анализа в умственном плане.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

Развитие творческих способностей младших школьников
При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разр ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru