Методика коррекции фонематической дислексии

Страница 3

Б. Формирование фонематического восприятия

(дифференциации фонем)

Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится по устранению фонематической дислексии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, акустической дифференциации звуков речи.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Выделение звука на фоне слога.

Формирование умения выделять наличие звука в слове.

Определение места звука в слове.

Выделение слова с данным звуком из предложения.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа- различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Дифференциация фонем осуществляется по плану: дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Большую трудность для детей с фонематической дислексией представляет чтение слогов с мягкими согласными звуками. В данном случае необходима следующая работа:

а) слуховая и произносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах;

б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает двоякое звучание, в зависимости от последней буквы;

в) усвоение мягкости согласных звуков перед Е, Ё, Ю, Я, И в процессе чтения;

г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно прямых открытых слогов;

д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь;

е) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я, И.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью буквы Ь используются слова- квазиомонимы. Примерный речевой материал: угол-уголь, мел-мель, шест- шесть, ел- ель, брат- брать, жар- жарь, опят- опять, стал- сталь, цел- цель, вес-весь.

Вначале сравниваются слова с конечным твёрдым и мягким согласным звуком. Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твёрдые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова. Например: банка- банька, галка- галька, полка- полька.

Работа над словами- квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова):

1. Дифференциация значений слов с опорой на картинки.

2. Сравнение звучания двух слов. Определение количества звуков в словах. Составление графической схемы слов под картинками.

3. Определение конечного звука в первом и втором слове.

4. Обозначение буквами конечных звуков слов.

5. Прочтение слов по схеме. Составление слов из букв разрезной азбуки.

В дальнейшем предлагаются следующие задания:

Поднять карточку с буквой ь при произнесении слов с конечным мягким согласным звуком (Примерные слова: дом, быль, мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп, сон, соль, дым, кровь, бровь, лоб, шаль, руль, мост, цепь, лень, шмель, пух, сок, дверь, зверь); дописать конечные буквы в словах: фасо , саха , ого , кост , букв , дива., песо., табе , меда , кара ; записать пары слов под диктовку: был-быль, кров-кровь, кон-конь, весь-вес, мыл-мыль, цель-цел;записать названия картинок (Примерные картинки: галька, письмо, коньки, пальто, нитки); добавь ь в середине слова, какое слово получится? Записать пары слов (Банка, галка, полка и др.).

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

Рассмотрим последовательность работы на примере звуков М-МЬ. Сначала сравнивается звучание следующих слов и слогов: мыло- Мила, мала- мяла, молол- мёл, мэ- мел, му- мю. В каждом слове и слоге выделяется соответственно первый слог и первый звук. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге. Называется второй звук слога. Затем слоги составляются из букв разрезной азбуки: слоги с твердыми согласными – на одной строчке, слоги с мягкими согласными – ниже. Составленные слоги записываются в тетради:

МЫ МА МО МЭ МУ

МИ МЯ МЁ МЕ МЮ

Предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Какие слоги записаны в первой строчке?

Подчеркните гласные в этих слогах красным карандашом

2. Какие гласные в первом ряду?

3. После каких согласных они пишутся – после твердых или после мягких?

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Диагностика и методика ее осуществления
После применения мониторинговых методик и проведения эксперимента наступает следующий этап исследования – диагностика. Разговор о диагностике творческого развития личности уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos – способный распозн ...

Организация работы психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, конс ...

Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Как уже было неоднократно отмечено выше, отсутствие или слабость ранних вокализаций, неполноценность стадий гуканья, гуления и лепета, отсутствие привязанности к взрослому у депривированных детей на первом году жизни влекут за собой устойчивые дизонтогенетические нарушения речевого и эмоционального ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru