Особенности речевого развития детей с ЗПР

Страница 2

Испытывают значительные трудности в понимании общеупотребительных слов и словосочетаний, которые относятся к отдалённому от повседневной жизни миру. В этом случае « контекст не помогает первоклассникам с ЗПР в осмыслении слов и словосочетаний в связи с характерным для этих детей неумением самостоятельно выделять и усваивать заключённую в контексте информацию о значении предъявляемых слов».

Нарушения чтения и письма очень распространены среди учеников с ЗПР. Отмечая частоту нарушений устной речи у данной категории детей, многие авторы считают, что нарушения и устной речи, и чтения- это результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося причиной нарушения и составляющего его патологический механизм. В лёгких случаях эти нарушения обнаруживаются только на стадии овладения письменной речью. В трудных случаях прежде всего оказывается нарушенной устная речь, а позднее выявляются нарушения чтения и письма.

У детей с ЗПР усвоение навыков чтения протекает своеобразно, что связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. Некоторые из них выявляются уже в период обучения грамоте: учащиеся медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с определённым предметом, действием, признаком.

В связи с тем что контингент класса неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что, безусловно, создаёт дополнительные трудности для фронтальной работы.

Психофизиологической основой затруднений являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, а также установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. К этому следует добавить низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, а также слабость самоконтроля. На формирование навыка чтения сказываются затруднения в понимании детьми прочитанного, которые тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. А недостатки техники чтения, в свою очередь, отрицательно влияют на понимание читаемых текстов.

Следовательно, работа над навыком чтения – это процесс совершенствования всех его компонентов.

Обычно дети указанной категории начинают обучение в школе, почти не зная букв, не умея читать, не владея элементарными фонематическими представлениями. Обучаясь в специальной школе, они по окончании букварного периода, как правило, усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги и слова, т.е. овладевают слоговым способом чтения. Однако на первоначальном этапе правильность чтения обычно страдает. Для детей представляет сложность дифференцировка некоторых букв, имеющих отдельные сходные элементы. Школьники недостаточно овладевают звуковой основой йотированных гласных, путают буквы Е,Ё,Ю,Я. Им трудно воспринимать мягкую согласную, мягкость которой обозначена буквами Е,Ё,Ю,Я. Наряду с этим встречаются в чтении детей и перестановки, и пропуски букв, а также целых слогов.

Количество ошибок значительно возрастает, когда встречаются слова со сложной слоговой структурой. Больше всего ошибок даёт чтение слогов со стечением согласных.

К концу 1 класса дети начинают читать простые тексты, как правило, целыми словами, но переходят на слоговое чтение, если встречаются слова из трёх-четырёх слогов или с более сложной слоговой структурой.

Во 2 классе целостное восприятие слов при чтении развивается, однако ученики по-прежнему прибегают к слоговому чтению трудных, многосложных, тем более незнакомых слов, непривычных оборотов речи. Они продолжают делать много ошибок. Второклассники ещё затрудняются в чтении слов, включающих слоги со стечением согласных. Наибольшее количество ошибок второклассников составляют смысловые замены, показывающие, что угадывающее чтение- наиболее характерная особенность чтения детей с ЗПР на этом этапе.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Методика организации метода проектов в начальной школе
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы: Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: К кому обращатьс ...

Особенности декоративной композиции
Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она ...

Роль преподавателя в адаптации школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким понятием, как "психологи ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru