Анализ рассказов, рисунков детей

Страница 1

На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности.

Задание 1

Придумывание окончания рассказов по картине В.М Васнецова «Иван царевич и Серый волк».

Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова.

Подготовка к исследованию

Подобрали репродукцию картины. Проведение исследования на занятии. Познакомили детей с картиной [Ушакова 2005:98], объяснили значение слов: трясина, чащоба, кафтан; предложили детям домашнее задание – придумать окончание сюжета к картине.

Обработка данных

Рассказы детей родители записали и принесли в ДОУ. Мы проанализировали рассказы детей и пришли к выводу:

Контекстная речь характерна для старшего дошкольника;

Дети творчески подошли к придумыванию окончания сюжета картины, содержание ярко отражает бурное фантазирование, присущее детям этого возраста; примеры показывают, что дети приукрашивают в своем воображении образ героев сказки и события, которые с ними происходят;

Немногие дошкольники использовали в своих произведениях устаревшие и образные выражения, например, в рассказе Ромы М. встречаются такие слова, как дремучий, засасывать в трясину, ухватился, жить-поживать, да добра наживать, а в рассказе, сочиненном Олей Е. преобладание таких устаревших слов, как очутились, проведывать, царство и др.; в рассказах других детей используются такие слова: дремучий, замок, королевство, царство, пир и т.д.;

В творческом рассказывании дети самостоятельны, в построении предложений не затруднялись;

Словарный запас богатый;

Дети умеют в повествовательный рассказ вводить описание, диалог;

Трудные для запоминания устаревшие слова при описании одежды героев и болота дети почти не использовали.

Из сказанного выше следует, что педагогам нужно больше внимания уделять словам, вышедшим из употребления, но встречающимся в инпуте взрослых, используя все многообразие видов детской деятельности, форм, средств, приемов и методов обучения, так как у старшего дошкольника обнаруживается тенденция к творческой переработке элементов действительности, воспринятых через художественные образы искусства (картины).

В процессе исследования мы могли наблюдать, что уровень развития и направленность воображения и памяти у детей различны и определяются индивидуальными особенностями дошкольников.

Задание 2

Рисование на темы русских народных сказок (былин).

Цель исследования: выяснить наличие устаревших слов в пассивном словаре ребенка (через рисунок); правильное ли толкование этим словам дают дети.

Подготовка исследования

Подготовили бумагу, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, угольные карандаши.

Проведение исследования

Исследование проводилось с группой детей 6-7 лет (10 человек). Каждый ребенок сидел за отдельным столом и не общался с другими.

Детям предложили нарисовать картинку к той русской народной сказке (былине), которая им больше всего запомнилась из прочитанных ранее воспитателем.

По окончании рисования мы выбрали 6 рисунков [Приложение 8], в которых дети доступными им средствами обозначили устаревшие слова. Детей попросили объяснить, что они нарисовали.

Выяснили, имеются ли устаревшие слова в пассивном словаре ребенка, правильно ли они объясняют и обозначают в рисунке эти слова.

Обработка данных

Рассмотрев рисунки, мы проанализировали их.

Темы для своих рисунков дети выбирали по желанию, косвенная помощь воспитателя выражалась в напоминании характеристики героев сказки с целью сосредоточить на них внимание детей. Об отношении детей к героям сказок можно судить уже по количественным показателям, характеризующим выбор эпизодов для рисования. Например, из 7 детей,

Рома М. рисовал на тему сказки «По щучьему велению»,

Маша К., Вика Ч. – на тему сказки «Сивка-бурка»,

Лера С. – на тему сказки «Иван царевич и Серый волк»,

Лёня С. – на тему былин «Богатыри»,

Вадим Ф. – на тему сказки «Василиса Прекрасная».

Воспроизведение эпизодов в рисунках показывает, что он эмоционально захватил детей. Герои нарисованы в сказках ярко, выразительно. В рисунках проявились индивидуальность детей, своеобразие их восприятия.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Изучение особенностей личности младших школьников в педагогическом процессе
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Существен ...

Дидактические игрушки и игровые материалы
Основополагающую роль в познании окружающей среды для ребенка раннего возраста играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Как отмечает Л.Н. Павлова, «развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рацио ...

Порядок включения компьютера
Чтобы включить компьютер, пользователю необходимо выполнить следующие действия: 1) включить монитор (например, нажав кнопку ^^ на корпусе монитора). Монитор можно включать и после включения системного блока. Но обычно его включают заранее, чтобы видеть на экране, как идет процесс загрузки компьютер ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru