Анализ рассказов, рисунков детей

Страница 1

На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности.

Задание 1

Придумывание окончания рассказов по картине В.М Васнецова «Иван царевич и Серый волк».

Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова.

Подготовка к исследованию

Подобрали репродукцию картины. Проведение исследования на занятии. Познакомили детей с картиной [Ушакова 2005:98], объяснили значение слов: трясина, чащоба, кафтан; предложили детям домашнее задание – придумать окончание сюжета к картине.

Обработка данных

Рассказы детей родители записали и принесли в ДОУ. Мы проанализировали рассказы детей и пришли к выводу:

Контекстная речь характерна для старшего дошкольника;

Дети творчески подошли к придумыванию окончания сюжета картины, содержание ярко отражает бурное фантазирование, присущее детям этого возраста; примеры показывают, что дети приукрашивают в своем воображении образ героев сказки и события, которые с ними происходят;

Немногие дошкольники использовали в своих произведениях устаревшие и образные выражения, например, в рассказе Ромы М. встречаются такие слова, как дремучий, засасывать в трясину, ухватился, жить-поживать, да добра наживать, а в рассказе, сочиненном Олей Е. преобладание таких устаревших слов, как очутились, проведывать, царство и др.; в рассказах других детей используются такие слова: дремучий, замок, королевство, царство, пир и т.д.;

В творческом рассказывании дети самостоятельны, в построении предложений не затруднялись;

Словарный запас богатый;

Дети умеют в повествовательный рассказ вводить описание, диалог;

Трудные для запоминания устаревшие слова при описании одежды героев и болота дети почти не использовали.

Из сказанного выше следует, что педагогам нужно больше внимания уделять словам, вышедшим из употребления, но встречающимся в инпуте взрослых, используя все многообразие видов детской деятельности, форм, средств, приемов и методов обучения, так как у старшего дошкольника обнаруживается тенденция к творческой переработке элементов действительности, воспринятых через художественные образы искусства (картины).

В процессе исследования мы могли наблюдать, что уровень развития и направленность воображения и памяти у детей различны и определяются индивидуальными особенностями дошкольников.

Задание 2

Рисование на темы русских народных сказок (былин).

Цель исследования: выяснить наличие устаревших слов в пассивном словаре ребенка (через рисунок); правильное ли толкование этим словам дают дети.

Подготовка исследования

Подготовили бумагу, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, угольные карандаши.

Проведение исследования

Исследование проводилось с группой детей 6-7 лет (10 человек). Каждый ребенок сидел за отдельным столом и не общался с другими.

Детям предложили нарисовать картинку к той русской народной сказке (былине), которая им больше всего запомнилась из прочитанных ранее воспитателем.

По окончании рисования мы выбрали 6 рисунков [Приложение 8], в которых дети доступными им средствами обозначили устаревшие слова. Детей попросили объяснить, что они нарисовали.

Выяснили, имеются ли устаревшие слова в пассивном словаре ребенка, правильно ли они объясняют и обозначают в рисунке эти слова.

Обработка данных

Рассмотрев рисунки, мы проанализировали их.

Темы для своих рисунков дети выбирали по желанию, косвенная помощь воспитателя выражалась в напоминании характеристики героев сказки с целью сосредоточить на них внимание детей. Об отношении детей к героям сказок можно судить уже по количественным показателям, характеризующим выбор эпизодов для рисования. Например, из 7 детей,

Рома М. рисовал на тему сказки «По щучьему велению»,

Маша К., Вика Ч. – на тему сказки «Сивка-бурка»,

Лера С. – на тему сказки «Иван царевич и Серый волк»,

Лёня С. – на тему былин «Богатыри»,

Вадим Ф. – на тему сказки «Василиса Прекрасная».

Воспроизведение эпизодов в рисунках показывает, что он эмоционально захватил детей. Герои нарисованы в сказках ярко, выразительно. В рисунках проявились индивидуальность детей, своеобразие их восприятия.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Специфика работы социального педагога в детских оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских оздоровительных лагерях новая для нашего общества. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинск ...

Особенности использования ЦОР в изучении линий второго порядка на уроках алгебры
Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют одной из ключевых компетенций - умением применять информационно-коммуникационные технологии. Использ ...

Характеристика цифровой и словесной оценок
Характеристика цифровой оценки (отметки): "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru