2) на формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Это могут быть, различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы;
3) на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова .
К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель, всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.
4) на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельности.
Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляются на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу игр. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.
Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, – это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада. Участок с его оборудованием и земельными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.
Второе условие – насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие – активная деятельность самих детей, их разнообразная деятельность и стойкий интерес к произведениям искусства [26].
Оформление дошкольных учреждений выполнено в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства. В подборе вещей для украшения комнаты необходимо, соблюдать, чувство меры. Особенно тщательно отбираются картины, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края [22].
Еще о педагогике:
Компьютер как предмет обучения и средство обучения
«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова). Информационная технология – это педагогическая технология, использующая ...
Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии
Методические рекомендации и авторская программа Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи Жизни и Движения. Мы говорим о вы ...
Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику
физической подготовленности учащихся 5-х классов
Прирост представленных показателей физической подготовленности состояния за время проведения основного исследования следует рассмотреть в отдельности с целью получения более полной информации о полученных результатах исследования. Физическая подготовленность учащихся опытных групп претерпевала опре ...