Современные концепции гуманистического подхода в воспитании

Страница 1

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.

В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Проблема взаимодействия преподавателя и обучающихся всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, стоявшие у истоков педагогической науки, направляли учительство на творческое сотрудничество с обучающимися. Выдающимися мастерами педагогического общения были К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Их наследие играет огромную роль в обогащении культуры общения педагогов и обучающихся. Вопросы педагогического взаимодействия изучались такими учеными, как В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Л. А. Левшин, Д. А. Леонтьев и др.

Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности личности, прав на свободу, счастье, социальную защиту человека, развитие его способностей, индивидуальности.

Понятие «гуманизм» в последнее время – одно из наиболее употребляемых не только в научной, но и в публицистической литературе. Однако это не означает, что в настоящее время достигнута абсолютно адекватная трактовка гуманизма как научной категории. И это вполне закономерно, поскольку с изменением и развитием общественных процессов меняются, развиваются, дополнятся те или иные категории, понятия.

Сегодня понятие «гуманизм» тесно связывают с правами человека, с отношением к личности как главной ценности, с созданием условий для ее развития. Однако понимание сущности гуманизма вовсе не однозначно. Прежде всего, нельзя отождествлять гуманизм с всепрощением. Наиболее верной трактовкой гуманизма, вероятно, следует признать основополагающий принцип, теоретически сформулированный и блестяще воплощенный в жизнь А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В этом определении выражены два существенных признака гуманизма: во – первых, уважение к личности и ее права не могут рассматриваться в отрыве от ответственности, так как подлинная личность начинается с осознания ею своих обязанностей и ответственности перед государством, семьей, другими людьми; во – вторых, предъявление высокого уровня требований к личности служит стимулом ее развития, что должно являться как целью самой личности, так и целью подлинно гуманной системы воспитания. Такой подход к пониманию гуманизма предусматривает постоянную работу личности над собой, поиск не готовых благ и удовольствий, а нравственных способов достижения поставленных целей. Исходя из принципа гуманизации, важнейшими целями воспитания являются следующие:

1.приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе – воспитание духовности и нравственности;

2.социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, достоинства, прав человека;

3.создание условий для развития личности как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

4.оказание помощи личности в развитии творческого потенциала, способностей, в жизненном самоопределении полноценной самореализации индивидуальности в семье, в школе, в социуме.

Воспитание может базироваться на разных ценностях:

1.трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности – Истине, Богу);

2.социоцентристских (свобода, равенство, братство, труд, согласие, творчество, мир, гуманность);

3.антропоцентрических (самореализация, польза, искренность, автономность, индивидуальность).

Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.

По мнению В. В. Серикова воспитание – это центральное понятие педагогики, а может быть и всего человеческого бытия. Также В. В. Сериков отмечает, что создать тоталитарную модель воспитания в известной степени проще, чем модель, отвечающую запросам демократической общественной формации, поскольку тоталитаризм всегда имеет упрощенное директивное представление о человеке и о методах его воспитания, адекватных природе этой общественной системы. Создание современной теории и практики воспитания возможно, как предполагает В. В. Сериков, лишь на путях последовательной реализации личностно – развивающей парадигмы, в соответствии с которой воспитание понимается как создание системы условии (ситуации) развития личностной сферы воспитанников как структуры жизненно – нравственных смыслов и ценностных ориентаций. Сущность воспитания раскрывается в известной степени и через саму этимологию этого слова: « воспитывать - значит не прививать, тем более не навязывать, а воспитывать – выводить изнутри, взращивать, поддерживать то, что заложено в самой природе человеческого существа.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника
Нам приходится наблюдать поведение человека в различных жизненных обстоятельствах: при успехе, несчастье, опасности, ссоре и т. д. И мы знаем ог­ромное множество проявлений эмоциональной жизни человека, которые раз­личны по своему содержанию, по форме, по их значению и длительности протекания. Межд ...

Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных те ...

Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями слуха
Экспериментальная работа проходила в 1"А" классе школы-интернат №22 II вида. В работе принимали все учащиеся класса (пять человек). У четырех детей наблюдались значительные проблемы в развитии речи и словесно-логического мышления. В группе не было воспитателя, поэтому воспитание во внеуро ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru