Современные концепции гуманистического подхода в воспитании

Страница 1

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.

В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Проблема взаимодействия преподавателя и обучающихся всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, стоявшие у истоков педагогической науки, направляли учительство на творческое сотрудничество с обучающимися. Выдающимися мастерами педагогического общения были К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Их наследие играет огромную роль в обогащении культуры общения педагогов и обучающихся. Вопросы педагогического взаимодействия изучались такими учеными, как В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Л. А. Левшин, Д. А. Леонтьев и др.

Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности личности, прав на свободу, счастье, социальную защиту человека, развитие его способностей, индивидуальности.

Понятие «гуманизм» в последнее время – одно из наиболее употребляемых не только в научной, но и в публицистической литературе. Однако это не означает, что в настоящее время достигнута абсолютно адекватная трактовка гуманизма как научной категории. И это вполне закономерно, поскольку с изменением и развитием общественных процессов меняются, развиваются, дополнятся те или иные категории, понятия.

Сегодня понятие «гуманизм» тесно связывают с правами человека, с отношением к личности как главной ценности, с созданием условий для ее развития. Однако понимание сущности гуманизма вовсе не однозначно. Прежде всего, нельзя отождествлять гуманизм с всепрощением. Наиболее верной трактовкой гуманизма, вероятно, следует признать основополагающий принцип, теоретически сформулированный и блестяще воплощенный в жизнь А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В этом определении выражены два существенных признака гуманизма: во – первых, уважение к личности и ее права не могут рассматриваться в отрыве от ответственности, так как подлинная личность начинается с осознания ею своих обязанностей и ответственности перед государством, семьей, другими людьми; во – вторых, предъявление высокого уровня требований к личности служит стимулом ее развития, что должно являться как целью самой личности, так и целью подлинно гуманной системы воспитания. Такой подход к пониманию гуманизма предусматривает постоянную работу личности над собой, поиск не готовых благ и удовольствий, а нравственных способов достижения поставленных целей. Исходя из принципа гуманизации, важнейшими целями воспитания являются следующие:

1.приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе – воспитание духовности и нравственности;

2.социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, достоинства, прав человека;

3.создание условий для развития личности как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

4.оказание помощи личности в развитии творческого потенциала, способностей, в жизненном самоопределении полноценной самореализации индивидуальности в семье, в школе, в социуме.

Воспитание может базироваться на разных ценностях:

1.трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности – Истине, Богу);

2.социоцентристских (свобода, равенство, братство, труд, согласие, творчество, мир, гуманность);

3.антропоцентрических (самореализация, польза, искренность, автономность, индивидуальность).

Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.

По мнению В. В. Серикова воспитание – это центральное понятие педагогики, а может быть и всего человеческого бытия. Также В. В. Сериков отмечает, что создать тоталитарную модель воспитания в известной степени проще, чем модель, отвечающую запросам демократической общественной формации, поскольку тоталитаризм всегда имеет упрощенное директивное представление о человеке и о методах его воспитания, адекватных природе этой общественной системы. Создание современной теории и практики воспитания возможно, как предполагает В. В. Сериков, лишь на путях последовательной реализации личностно – развивающей парадигмы, в соответствии с которой воспитание понимается как создание системы условии (ситуации) развития личностной сферы воспитанников как структуры жизненно – нравственных смыслов и ценностных ориентаций. Сущность воспитания раскрывается в известной степени и через саму этимологию этого слова: « воспитывать - значит не прививать, тем более не навязывать, а воспитывать – выводить изнутри, взращивать, поддерживать то, что заложено в самой природе человеческого существа.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...

Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников среднего возраста
На основании приведенных выше примеров использования дидактических игр в практике экологического воспитания детей 3-5-ти лет, мы можем сделать выводы об их эффективности в педагогическом процессе. Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и ...

Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности
Работа по оптимизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическим состоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта. В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления: Совершенс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru