Стандарт: инновационность и преемственность

Страница 2

ФГОС устанавливает систему трех взаимосвязанных требований: к результатам освоения основных образовательных программ, структуре основных образовательных программ и условиям реализации основных образовательных программ, что позволило:

* одновременно предусмотреть в стандарте как результаты общего образования, так и наиболее общие (рамочные) черты современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;

* обозначить условия для эффективного нормативно-правового регулирования системы общего образования;

* превратить ФГОС в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.

Ключевой составляющей стандарта стали Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые сформированы на основе обобщения и согласования потребностей личности, семьи, ожиданий общества, требований государства к сфере образования и представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. При этом изменилось само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах нормировались предметные результаты, то теперь стандарт ориентируется также и на метапредметные и личностные результаты.

Осуществлен переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех вышеназванных участников образовательного процесса. Это предполагает расширение устанавливаемого стандартом спектра оценочных процедур: использование как персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Основным ориентиром при построении содержания образования становится Фундаментальное ядро содержания образования. Оно содержит необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

ФГОС впервые определяет здоровье обучающихся как один из результатов образования, охрану здоровья - как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения. Разработаны методология и методика оценки здоровье сберегающей деятельности образовательного учреждения.

Предложена новая структура Базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Установление соотношения частей основной образовательной программы, выделение инвариантной и вариативной частей позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и пр.

Ориентация ФГОС на конечный результат обусловливает необходимость установления неразрывной связи целей образования с условиями реализации основных образовательных программ, благодаря чему впервые в образовательном стандарте задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, учебно-методических, информационных, финансовых и пр.), обеспечивающих создание комфортной образовательной среды.

Впервые ФГОС сочетается с одновременной проработкой вопросов повышения квалификации и соответствующей переподготовки учителей. Параллельно и в методологическом единстве осуществлена разработка инструментального сопровождения ФГОС, обеспечивающего его реализацию и контроль исполнения.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Организация психолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей. Во-первых, богатство содер ...

Воспитания гражданина и патриота в России 19 века
В России 19 века просветители и профессиональные педагоги много внимания уделяли разработке основ воспитания и обучения достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их научных трудах и литературных произведениях. Как развитие естественных склонностей и потребностей человека п ...

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru