Методика устранения аграмматической дислексии

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Учитывая проявления и механизмы аграмматической дислексии, логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:

- работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);

- формирование структуры предложений.

При этом следует отметить, что развитие морфологической системы языка проводится в тесной связи с усвоением структуры предложений, с развитием лексики, а также с формированием фонематического анализа и синтеза.

А. Формирование морфологической системы языка

В процессе формирования морфологической системы языка проводится прежде всего работа по дифференциации грамматических значений. Данная логопедическая работа идёт в следующей последовательности. Сначала из группы словоформ выделяется общее значение. Затем выделяется общая морфема, обозначающая это значение. Звучание этой морфемы соотносится с буквенным обозначением. Далее осуществляется закрепление правильного употребления морфемы в устной и письменной речи.

Формирование словоизменения

Формирование словоизменения существительных

Развитие словоизменения существительных проводится в следующем порядке:

- дифференциация именительного падежа единственного числа;

- закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж;

- предложно- падежные конструкции единственного числа;

- формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.

При определении последовательности в работе с предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее- предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. После изолированной отработки отдельных предлогов проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов- ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, - а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребёнок должен показать соответствующую картинку; выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда: «Положи карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) под книгу»; детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги. Логопед называет предлог. Дети закрывают карточку с соответствующей картинкой.

В работе можно использовать схемы предлогов.

Формирование словоизменения прилагательных

Словоизменение прилагательных отрабатывается в следующей последовательности:

- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

- согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа;

- согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

Формирование словоизменения глаголов

Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану:

- согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;

- согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;

- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

Еще о педагогике:

Особенности генетики как учебной дисциплины
Известно, что формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ в., когда были переоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, фен, мутация. Затем в течение последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали вых ...

Театрально-игровая деятельность как средство развития лидерских качеств детей подросткового возраста
Цель формирующего этапа эмпирического исследования - подбор мероприятий с использованием театрально-игровой деятельности, направленных на развитие лидерских качеств детей подросткового возраста. Театрально-игровая деятельность проводились при условиях: ненасильственности общения, положительный хара ...

Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru