Теоретические основы развития орфографической зоркости в процессе словарной работы на уроках русского языка

Статьи о педагогике » Развитие орфографической зоркости у учащихся 2 класса на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы » Теоретические основы развития орфографической зоркости в процессе словарной работы на уроках русского языка

Страница 6

Письменный пересказ текста с использованием данных слов. Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).

По классическому определению В.В. Виноградова, лексическое значение слова - это «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка». Например, у слова «осадок» два лексических значения: 1) твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания; 2) тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь.

Многозначность - это наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности. Например, кавалер — 1. Награжденный орденом, орденоносец. 2 - Мужчина, танцующий в паре с дамой, а также (устар.) занимающий ее в обществе, на прогулке, ухаживающий за ней.

Антонимы (гр. Anti - против + onyma – имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары. Антонимия в языке представлена уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: много - мало, утро - вечер, удалять – приближать длинный — короткий, широкий — узкий, друг — враг, сходство — различие, вверх - вниз.

«Синонимы - слова, обозначающие одно то лее явление действительности. Однако, называя одно и то же, синонимы обычно называют это одно и то же по-разному - или выделяя в называемой вещи различные ее стороны, или характеризуют эту вещь с различных точек зрения. Они почти всегда отличаются друг от друга или 1) некоторым оттенком в лексическом значении, или 2) своей эмоционально-экспрессивной окраской, или 3) принадлежностью к определенному стилю речи, или 4) своей употребляемостью, или 5) способностью вступать в соединения с другими словами.” - Н.М. Шанский [9]. Например, кавалерия — конница, смелый — храбрый, автор — писатель, табун — стадо, тайна — секрет .

Омонимы (др.-греч. μός — одинаковый + νομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Примеры омонимов: Коса — у девушки на голове; коса — орудие для покоса, коса — длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса); Лук — растение; лук — оружие; Ручка — пишущая (гелевая, шариковая и т.д.); ручка — человеческая рука; ручка — дверная ручка;

Деформированный текст - самостоятельное расставление в каждом предложении правильного порядка слов. Так же видом деформированного текста является набор предложений, расположенных в хаотичном порядке, с пропущенными знаками препинания.

В зависимости от качества работы учителя над лексическим составом русского языка напрямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами (словами и фразеологическими оборотами). Перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушени ...

«Активные" методы обучения
За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Обычно их называют «активными методами обучения». Из таких методов наибол ...

Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Опросник для учителя 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недел ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru