Теоретические основы развития орфографической зоркости в процессе словарной работы на уроках русского языка

Статьи о педагогике » Развитие орфографической зоркости у учащихся 2 класса на уроках русского языка в процессе словарно-орфографической работы » Теоретические основы развития орфографической зоркости в процессе словарной работы на уроках русского языка

Страница 4

Изучая методическую литературу, анализируя учебники и дидактический материал по русскому языку, я пришла к выводу, что в учебном комплексе содержится разнообразный лексический материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм представлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.

Однако упражнений, развивающих орфографическую зоркость, в учебных пособиях недостаточно, поэтому важно так организовать учебный процесс, чтобы основное внимание уделять не только отработке приёмов проверки написаний, но включать данные упражнения как в уроки правописания, но и в уроки развития речи. Построить процесс обучения так, чтобы этот нелегкий труд приносил радость как ученику, так и учителю.

Допустимо применять следующие методики:

Выбор слов из текста с заданной орфограммой;

Письмо под диктовку,

Списывание текста и выделение орфограммы;

Определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;

Письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

Классификация слов в соответствии с орфограммами;

Исправление деформированного текста;

Постановка пропущенных букв в местах орфограмм.

Современная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности». Вопросы формирования навыков грамотного письма решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных слов». Учителя русского языка знают, как трудно дается школьникам освоение этих слов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Такие слова, как дежурный, ладонь, помидор, портфель верно пишут лишь 53 % учащихся. Слова портфель, сапоги, молоко и другие – только 49 %. (результаты контрольных диктантов).

Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Работу по освоению «словарных» слов можно строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

2. Работа над "слуховым " образом слова.

3. Запись слова с "окошком " .

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Эффективным видом работы на уроке является самостоятельная работа, так как она формирует навыки, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Словарная работа в школе — область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. В начальных классах словарная работа проводится исключительно на практической основе, с 4 класса получает теоретическую опору в виде кратких сведений по лексикологии, а затем и по стилистике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Объекты окружающего мира и информация
Окружающий человека мир состоит из тел живой и неживой природы. Некоторые из них вам хорошо известны (вода, яблоко, Луна, собака, обезьяна и т.д.), но еще многие из них вы будете познавать на протяжении всей своей жизни. В окружающем мире постоянно происходят изменения, которые называют явлениями. ...

Назначение и особенности педагогического рисунка
Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки у ...

Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оце ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru