«Активные" методы обучения

Страница 2

Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале этих предметов и производственного обучения:

· постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;

· вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа;

· постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений;

· постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить по­ставленную задачу.

Огромный вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся вносит рационально организованная внеклассная работа по развитию технического творчества, широко практикуемая в профессиональных училищах и технических лицеях. Это - конкурсы профессионального мастерства, научно- практические конференции, встречи с новаторами, рационализаторами и изобретателями, видными представителями науки и техники, выставки лучших работ, работа общественно-конструкторских бюро, групп научной организации труда, ученические общества рационализаторов и изобретателей, работа предметных и технических кружков и другие формы внеклассной работы.

Каждая группа методов, каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В любом акте обучающей деятельности всегда сочетается несколько методов, они как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе обучения является одним из важнейших условий решения вопроса об их выборе.

Другим условием эффективности выбора методов обучения является комплексный учет критериев их оптимального сочетания. Первым из таких критериев является соответствие методов дидактическим принципам обучения. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями эффективно построенного процесса обучения, из которых вытекают сами принципы.

Следующим критерием следует назвать соответствие методов целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся. Реализуется этот критерий путем сравнительной оценки различных методов в решении данного круга задач, имея в виду, что эти возможности у разных методов различны.

Сравнительные возможности методов обучения

Методы обучения

Особенно успешно (+) или слабо (-) решаемые ими задачи

Формирование

Развитие

Теорети-

ческих

знаний

Приклад

ных

знаний

Практических

умений

Абстрак

ционного

мышления

Наглядно-

образного

мышления

Самостоя

тельности

Речи

Познавательных

интересов

1. Словесные

+

+

-

+

-

+ -

+

+ -

2. Наглядные

_

+ -

+

-

+

+ -

+ -

+

3. Практические

_

+

+

_

+ -

+ -

_

+ -

4. Репродуктивные

+ -

+

+

_

_

_

_

+ -

5.Проблемно- поисковые

+

_

_

+

_

+ -

+ -

_

6. Индуктивные

+ -

+

+

+

+

+ -

+ -

+ -

7. Дедуктивные

+

_

_

+

+

+ -

+ -

+ -

8. под руководством преподавателя (мастера)

+ -

+ -

+

+ -

+ -

_

_

+ -

9. самостоятельная работа учащихся

+ -

+ -

+

+ -

+ -

+

+ -

+

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценивание есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных зн ...

Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения
В Беларуси накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учет ...

Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их разв ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru