По каждому предмету есть масса методических указаний, книг, диссертаций. Только о том, как воспитывать творчески, как ребенку устроить праздник на каждый день – нет таких методических пособий. Как научить ребенка жить играючи, как сделать наших детей поистине счастливыми, об этом в книгах не пишут.
Еще одна узкая и точная задача – обучение нравственности. Но нравственности невозможно обучить так, как учат истории: рассказывая и спрашивая. Нравственность постигается и принимается не из речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и ощущает сам.
Вот класс 30-40 человек, 5-6 часов ежедневного совместного проживания. При всей важности семьи, двора, кружка класс – главное место в жизни и деятельности ребенка. Ребенок отовсюду может уйти, даже из семьи, а из класса, того или другого, ему не уйти, и именно в классе решается его судьба, и именно в классе берет он первые уроки практической морали.
Говорят: дети видят дурных взрослых, видят безобразия в жизни, и оттого они вырастают циниками, стараются увильнуть от работы и так далее. Нет, дети становятся дурными не потому, что на соседнем заводе плохо налажено производство, и не потому, что продавец в магазине обвешивает, - до поры до времени это детей почти не волнует. Дети становятся дурными потому, что они живут и работают в классе, где дурные отношения между товарищами – почти норма.
Что бы там не говорили, но высокие отношения между людьми складываются только в совместной работе. Сорок детей, занятых, в сущности, каждый собой и своими делами, всегда превращаются в бурсаков, и начинает властвовать сила. Ни о какой морали и речи быть не может. Там, где командует физическая сила, морали просто нет.
Единственный путь воспитания нравственных людей – это утверждение нравственных отношений в самом классе, между учениками. Не только между учителем и учениками, а именно между учениками.
Мы говорим: коллектив, коллективное воспитание, но что такое в сущности коллектив, если не большая семья? Поэтому педагог должен воспитывать детей примерно так, как если бы это была большая семья.
Всякое индивидуальное воспитание по большей части опасно, потому что даже самый гениальный воспитатель не может в ста случаях из ста предугадать, в каком же именно направлении надо воспитывать данного ребенка так, чтобы не сломать его индивидуальность. А если педагог влияет на общие отношения в классе, устанавливает атмосферу всеобщей доброжелательности, то каждый вырастает свободно и развивается в том направлении, которое отвечает его характеру, склонностям и личности.
Творческий педагог не воспитывает и тем более не перевоспитывает; он очищает нравственный воздух, чтобы всем легче дышалось, чтобы никто не был угнетен, и все были в безопасности, могли свободно развиваться.
Творческое воспитание не выдумано, оно в природе вещей и довольно часто само собой складывается в силу благоприятных обстоятельств, как было, например, в пушкинском лицее. Оттого лицей и стал символом дружбы и товарищества на всю жизнь. Именно творческая атмосфера в лицее дала возможность развиться, и Пушкин остался Пушкиным, не стал, а остался…
Присмотритесь – именно там, где у кружка или студии есть общее дело, будь то спектакль или поход, там все и получается. Просто в таких кружках встречаются преподаватели – энтузиасты, они умеют создать творческую обстановку.
Опять и опять возникает старый вопрос: где критерии воспитательной работы? Как отчитываться перед людьми? Как оценить качество выпускаемых школой людей – по карьере? Прежде всего, создать в классе чистую духовную атмосферу, чтобы детям жилось хорошо, дружно, содержательно, - вот и все.
Еще о педагогике:
Векторное пространство
Вектором называется семейство всех параллельных между собой одинаково направленных и имеющих одинаковую длину отрезков (рис.1). Вектор изображают на чертежах отрезком со стрелкой (т.е. изображают не все семейство отрезков, представляющее собой вектор, а лишь один из этих отрезков). Для обозначения ...
Изучение свойств определенного интеграла с помощью физических моделей
При изучении интеграла существенным является отбор свойств, которые необходимо знать ученикам. Их должно быть достаточно для рассмотрения приложений интеграла и в то же время не должны вводиться свойства, без которых можно обойтись в дальнейшем. Доказательство свойств при разных подходах к введению ...
Причины нарушений звукопроизношения
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие: - нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи; - нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; - нарушение его нормального функциониров ...