Формы и методы гражданского воспитания учащихся

Страница 2

Поэтому, если начинаем говорить о гражданственности, то готовиться к разговору нужно серьезно и обстоятельно, подбирая нужные слова и примеры.

3. Необходимо приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, осуществлять личные действия, делать собственные гражданские выводы, а не идти на поводу более сильного, авторитетного или влиятельного, проявляя во всем полную комформность, и, отдавая все происходящее воле случая.

4. Важным остается вопрос необходимости тщательного подбора предлагаемых примеров и образцов гражданской деятельности. Так, риторическая фраза, о том, что нужно стараться учиться, для того чтобы обеспечить достойное будущее себе и принести пользу своему государству, к сожалению, вдребезги разбивается о нынешние реалии.

Метод организации гражданской деятельности –

вторая группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения. Итак, в данном направлении наша задача – создание условий для постоянных упражнений учащихся в гражданской деятельности.

Современный мир с быстротекущими общественно-политическими событиями предоставляет широкое поле деятельности такого рода. Итогом нашей деятельности с использованием данного метода должна стать выработка привычек и новых знаний: привычка поступать, как подобает гражданину, усвоение элементов поведения гражданина. Поэтому жизнь подростка в коллективе, решение общих проблем, затрагивающих всех членов данной группы (класса), ведет к формированию регламентируемых обществом стандартов гражданского поведения.

Определенную роль в формировании привычек играют средства массовой информации. Содержащиеся в них материалы дают примеры гражданской деятельности. Особо ценными являются анализ поступков людей, история судеб, комментарии к происходящим в мире событиям. Подросток получает возможность, вслед за СМИ включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, одним словом, сопереживать происходящее. Естественно, для нормально развивающейся личности такая работа не может не оставить свой след, тем самым укрепляя ее гражданскую позицию.

Регулирующую функцию в данном направлении выполняет такой метод, как требование, под которым понимается доведение до сознания подростков обязанностей по отношению к обществу и ответственность за собственные

Поэтому значение требований велико – они, так или иначе, формируют традиции поведения. Требования, направленные на усвоение нравственных форм, служат развитию определенных черт характера учащихся.

В гражданском воспитании могут быть использованы все формы педагогического требования в зависимости от ситуации и преследуемых задач, но особую значимость приобретает побуждение и такая форма, которая выражает субъективные стремления (желания, просьбу и т.д.).

Организация практического опыта требуемого гражданского поведения может идти параллельно с использованием метода различных поручений. Однако при этом следует учесть, что содержание поручений претерпевает изменения в связи с изменением социально-политической обстановки.

При использовании вышеуказанного метода, следует помнить, что коллективные и индивидуальные формы гражданской деятельности могут быть разными, нужно учитывать особенности гражданской деятельности и строго ее дифференцировать, необходимо регулярное фиксирование хода и результатов гражданской деятельности на субъективном уровне.

Поощряя гражданское поведение, которое отвечает требованиям общества, или, порицая подростков за отход от существующих стандартов, мы взрослые, формируем тот или иной тип поведения, элементы которого постепенно внедряются в его сознание. Поэтому нужно рассмотреть еще одну группу методов – метод стимулирования гражданского поведения

.

Стимулировать гражданское поведение – значит побуждать подростка корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе. С одной стороны, подросток должен уметь анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия требованиям. С другой стороны, он должен знать содержание этих требований, в противном случае анализ невозможен. Третий важный аспект- педагог должен учитывать индивидуальные особенности личности подростка и опираться на них.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Работа логопеда с речевыми нарушениями у умственно отсталых детей
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью самыкательной функции коры, трудностью образования новых условнорефлектор-ных связей, что обусловлива ...

Педагогическо-воспитательная деятельность
Задача воспитания и обучения детей раннего возраста не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают разли ...

Особенности эмоциональных проявлений воспитанников домов ребенка раннего возраста при общении со взрослыми и сверстниками
Дети домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные инте ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru