Ныне важно осознать и разработать пути и средства формирования человека. Способного жить в гражданском обществе. В мире по разному расставляются акценты гражданского воспитания. Например в США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе- обучать правам человека. В России начала 20 века ориентация на тезис К. Маркса о том, что человек есть совокупность общественных отношений, привела в воспитательной практике к выводу, что человека как природное существо надо как можно скорее сделать социальным деятелем. Понятие гражданственность может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность- это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций- осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защиты интересов Отечества». Понятие «гражданственность» и «патриотизм» привлекают внимание лингвистов, философов, педагогов, социологов. Удивляет противоположность трактовки терминов «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание, что подчас вводит в заблуждение современного учителя. Очевидно, вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданственности- это и патриотизм, и нравственность и правовая культура. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Следовательно, хороший гражданин- это законопослушный, патриотически настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе. В заключении определяя основные педагогические условия формирования качеств гражданственности, сделаем выводы по поводу современного состояния гражданского воспитания, его развития. Главнейшее условие успешности этого процесса состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно-общественного управления. Надо продумать как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость. Обучение основам гражданственности- не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями. Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек воспитанный в духе гражданственности,- это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Еще о педагогике:
Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников
В формировании личности участвуют все звенья системы образования школы, училища, средние специальные и высшие учебные заведения. Школа должна развивать у учащихся трудолюбие, богатый внутренний мир, чувство долга, прямоту и честность в поведении, волю, умение прийти на помощь другому, интерес к акт ...
Специфика формирования мировоззрения школьников
Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова можно найти следующее определение данного понятия: «Мировоззрение - система принципов, в ...
Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой, дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных ф ...