Гражданское воспитание сегодня

Страница 1

На протяжении уже многих лет трансформаций и реформ в образовательной сфере проблема воспитания в нашей стране остается нерешенной, особенно на высоком официально-административном уровне.

Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии. И как следствие, стратегии развития России в важнейших сферах. Среди которых образование занимает не последнее место. В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в Российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, особенностей, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий граждан, особенно молодежи. Одной из таких проблем является гражданское воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования все еще не привели к пониманию гражданского воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившихся в советский период.

Например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных задач в отношении различных категорий современной молодежи. Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско- патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко- в ущерб и противоположность друг другу. Причем эти составляющие, особенно первая из них--гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии. Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданского воспитания, многие исследователи и педагоги напрочь забывают о присущем ему патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, корпоративным и даже толерантным направлениями. Естественно что такие подмены не могут способствовать успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков. В результате отвержения патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, гражданское воспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира наконец. Порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.

Именно такая «гражданственность» и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и зачем нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (ровно как и оно им). Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества, но и для самой личности, высшее предназначение которой служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...

Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных задач у детей шестого года жизни
Целью формирующей работы является развитие мышление у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. Задачи: 1. Разработать систему игр и упражнений по развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. 2. Определить эффективные педагогические у ...

Условия для формирования правильной осанки в ДОУ
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая включает в себя целый комплекс мероприятий. Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в детском ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru