Гражданское воспитание сегодня

Страница 1

На протяжении уже многих лет трансформаций и реформ в образовательной сфере проблема воспитания в нашей стране остается нерешенной, особенно на высоком официально-административном уровне.

Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии. И как следствие, стратегии развития России в важнейших сферах. Среди которых образование занимает не последнее место. В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в Российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, особенностей, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий граждан, особенно молодежи. Одной из таких проблем является гражданское воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования все еще не привели к пониманию гражданского воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившихся в советский период.

Например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных задач в отношении различных категорий современной молодежи. Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско- патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко- в ущерб и противоположность друг другу. Причем эти составляющие, особенно первая из них--гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии. Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданского воспитания, многие исследователи и педагоги напрочь забывают о присущем ему патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, корпоративным и даже толерантным направлениями. Естественно что такие подмены не могут способствовать успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков. В результате отвержения патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, гражданское воспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира наконец. Порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.

Именно такая «гражданственность» и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и зачем нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (ровно как и оно им). Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества, но и для самой личности, высшее предназначение которой служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения
В Беларуси накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учет ...

СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), c помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Тысячу лет назад ч ...

Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения
Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм . но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас . Л.С. Выготский Педагогика должна быть философией или вообще не быть. М. Л ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru