Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала

Статьи о педагогике » Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала » Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала

Страница 6

Формирование нравственных ценностных ориентации - длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства.

Особенности формирования ценностных ориентации дошкольников включают в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты процесса.

Педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентации, выступают: учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников (приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, необходимость совместной со взрослыми оценочной деятельности, опора на продуктивное воображение дошкольников); комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы дошкольников, создание благоприятной психологической атмосферы; использование экскурсий как средства познания дошкольниками истории и культуры родного края и развития их эмоциональной отзывчивости, краеведческого материала с целью формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников; ориентация на развитие таких интегративных качеств дошкольников как «любознательный, активный», «эмоционально-отзывчивый»; активное включение в данный процесс детей, педагогов и родителей.

Огромная роль в формировании нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников на основе краеведческого материала принадлежит экскурсиям, которым в образовательном процессе дошкольного учреждения отводится большое место не только как формам организации непосредственной образовательной деятельности дошкольника, но и как средству познания окружающей действительности: природы, труда взрослых, истории и культуры родного края. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы, развивается такое интегративное качество как «эмоциональная отзывчивость», «любознательность», формируются нравственные ценностные ориентации.

На экскурсии дети наблюдают не только окружающую природу, но знакомятся с трудом людей в разные времена года.

Экскурсии выступают как средство познания не только природы, ближайшего окружения, но и как средство познания истории и культуры родного края. Любой город, любое маленькое поселение, деревня имеет свою историю, свою корпоративную культуру (культуру принятую именно в этом поселении, среди его населения). На экскурсиях дети знакомятся с памятниками своего города, деревни; проходят по дорогам боевой славы своих дедов и прадедов; знакомятся с народными традициями, обрядами родного края, его населением, что, несомненно, оказывает влияние на формирование нравственных ценностных ориентаций и отношений у дошкольников и в этом неоспорима роль экскурсий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

На основе положений теоретической части исследования мы приступили к опытно-экспериментальной работе.

Цель исследования опытно-экспериментальной работы – создать и апробировать педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала, определить роль экскурсий в образовательном процессе ДОУ и эффективность их влияния на формирование нравственных ценностей ориентаций старших дошкольников и глубину познания дошкольниками истории и культуры родного края.

База опытно – экспериментальной работы: старшая группа МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Тополек» п. Палкино. В эксперименте приняло участие 10 детей- экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три взаимосвязанных между собой этапа. На первом этапе (констатирующий этап эксперимента) целью было выявить ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста и уровень их знаний о культуре и истории поселка.

На втором этапе (формирующий этап эксперимента) стояла цель разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию нравственных ценностных ориентаций и повышению знаний детей об истории и культуре родного поселка.

Цель третьего этапа (контрольный этап эксперимента) - определить динамику формирования нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детьми истории и культуры родного поселка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще о педагогике:

Взаимодействие пользователя с операционной системой
Момент, с которого пользователю можно будет начать работать, определяется загружаемой операционной системой. Например, ОС Windows XP загружает на экране монитора Рабочий стол (рис. 2.14). На Рабочем столе размещаются некоторые элементы (объекты) пользовательского интерфейса. Пользовательский интерф ...

Векторное пространство
Вектором называется семейство всех параллельных между собой одинаково направленных и имеющих одинаковую длину отрезков (рис.1). Вектор изображают на чертежах отрезком со стрелкой (т.е. изображают не все семейство отрезков, представляющее собой вектор, а лишь один из этих отрезков). Для обозначения ...

Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время
1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе Задачи: 1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность 2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru