Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства.
Огромная роль принадлежит экскурсиям в познании дошкольниками истории и культуры родного города, формированию нравственных ценностных ориентаций на основе краеведческого материала.
Родина, родной край, по мнению И.Д. Зверева,- понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, одна из основных базовых ценностей человеческой культуры.
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественным образом входить в целостный образовательный процесс ДОУ.
С точки зрения И.А. Рыбаловой, «при введении краеведческого материала в работу с детьми необходимо учитывать принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому культурно-историческим фактам». Ею разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Знакомство дошкольников с родным городом будет осуществляться успешнее, как считает И.А. Рыбалова, при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, художественную деятельность и другие виды деятельности.
Большое место в образовательном процессе дошкольного учреждения отводится знакомству детей с произведениями устного народного творчества, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством.
Посещение музеев поможет привлечь детей к постижению многовековых традиций культуры своего народа. Главным в этом процессе является своеобразный диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего. Сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов (для дошкольников). После занятия необходимо предоставить возможность детям выразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
Работа И.А. Рыбаловой по ознакомлению детей с родным городом представлена тремя этапами, с учетом возрастного подхода к развитию детей дошкольного возраста.
Рассмотрим подробнее цели и задачи, которые, с точки зрения Н.Н. Рудаковой, Н.А. Рыбаловой, стоят перед воспитателем по ознакомлению детей с родным городом(поселком).
Основными целями являются:
-изучение истории города (поселка), его героического прошлого и настоящего;
-осознание ценности памятников и памятных мест города (поселка);
формирование гражданской позиции, ценностных орентаций;
- воспитание положительно-созидательного отношения ребенка ко всему окружающему миру и к себе.
Основные задачи:
- углублять представления о доме – жилище человека, сформулировать понятия «сельский дом» - «городской дом»
- расширять и закреплять представления об улицах города, архитектуре;
- расширять понятие о городе, понятия «городской житель», «пскович». «псковитянка», «псковичка»;
- сформировать знания о символах города: гимн и герб г. Пскова; его памятниках, достопримечательностях, праздниках города.
Во время экскурсий, целевых прогулок необходимо показать и рассказать детям, что делают горожане, чтобы сохранить памятники города (реставрационные работы, благоустройство территории вокруг памятников), далее, как отмечает Н.А. Рыбалова, необходимо педагогу обращать внимание детей на разнообразие улиц г. Пскова, выделять общее, что присуще улице. Желательно совершать небольшие экскурсии для ознакомления с трудом взрослых: на почту, в аптеку, библиотеку, в ателье, химчистку и др. и постепенно подвести детей к пониманию того, что все в городе делается для жителей города, каждый человек на своем месте старается выполнять свою работу хорошо. Педагог обращает внимание на различный труд взрослых по благоустройству г. Пскова. Все жители г. Пскова любят свой город и многие делают, чтобы он был краше, чтобы всем в нем было приятно жить.
Из всего вышесказанного можно констатировать, что экскурсии являются одним из методов, средств, условий формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников на основе краеведческого материала, а также познания культуры и истории родного города (поселка).
Нравственные ценностные ориентации представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности. Нравственные ценностные ориентации выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.
Еще о педагогике:
Идеологический фундамент Российской школы
В этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека. Реше ...
Что представляет собой образование
Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому ...
Школьный балл - проблемы и решения
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она ...