Особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников

Статьи о педагогике » Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала » Особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников

Страница 4

“Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные - на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д”.

“Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п.”.

“Наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств”.

Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные - добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни - хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями.

Космачева Н.В. отмечает, что нравственные ценностные ориентации представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, определяющие избирательность его отношения, поведения и деятельности. Нравственные ценностные ориентации, по ее мнению, с чем трудно не согласиться, являются ядром аксиосферы личности и выступают в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.

Формирование нравственных ценностных ориентации - длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства. Формирование нравственных ценностных ориентации как специально организованный процесс является объективной необходимостью и может осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание и доступных для восприятия дошкольников.

Особенности формирования ценностных ориентации дошкольников отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты процесса формирования ценностных ориентаций дошкольников.

По мнению Космачевой Н.В., педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентации, выступают: повышение аксиологического потенциала современных программ дошкольного образования путем включения в их содержание специальных разделов, связанных с целенаправленным формированием ориентации детей на общечеловеческие нравственные ценности, соответствующие отечественным культурным традициям (Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина); специальная подготовка педагогов; учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников (приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, необходимость совместной с взрослыми оценочной деятельности, опора на продуктивное воображение дошкольников); комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы дошкольников, создание благоприятной психологической атмосферы и другие.

Программно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентации у старших дошкольников включает в себя содержание, методы, приемы, средства, последовательность действий и процедур, раскрывающих взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Диагностика оценки сформированности ценностных ориентации дошкольника, отмечает автор, возможна в единстве когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.

Когнитивный есть элемент знания, эмотивный — эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности.

Далее, кратко рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций дошкольников в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы».

В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) в примерном комплексно-тематическом планировании «Мой дом» детей знакомят с родным городом (поселком): его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). Содержание образовательной области «Социализация» включает в себя формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Национальная специфика речевого этикета
Речевой этикет – важный элемент каждой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно. И. Эренбург оставил такое интересное свидетельство: «Евро ...

Ограничения, налагаемые на учебный план
На учебные планы налагаются следующие ограничения: Календарное время окончания реализации любого раздела учебной дисциплины не должно превышать установленного срока обучения в вузе. Количество учебных часов в неделю не должно превышать заданной нормы. На каждой учебной неделе сумма аудиторных часов ...

Идеологический фундамент Российской школы
В этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека. Реше ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru