Определение слова, его значение и признаки слова

Страница 1

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления.

Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово – это такая единица языка, которая представляет собой и фонетическое, и морфологическое, и лексико-семантическое целое, а значит, может быть охарактеризовано с разных сторон, соответственно с учетом различных по своей природе признаков.

Каждая единица языка определяется, прежде всего, ее основной функцией. Слово выполняет нормативную функцию. Из этого можно сделать вывод, что слово является номинативной единицей, то есть единицей наименования.

Кроме того, слово является и когнитивной (познавательной) единицей языка, которая служит для именования и сообщения знаний о предметах, признаках, процессах и отношениях явлений реальной действительности.

Определяющими признаками слова, отличающими его от других единиц языка и характеризующими слово как единицу системы языка, являются:

номинативность – название явления реальной действительности и представлении его в виде лексического значения;

информативность – объем знаний о явлениях окружающей действительности;

индивидуальность лексического значения - отражение в значении слова одного определенного класса явлений реальности;

материальность – существование слова в звуковой и графической форме;

воспроизводимость – повторяемость слова в готовом несоздаваемом каждый раз виде;

структурная цельноформленность – это цельность лексического, фонетического, графического и грамматического единства слова.

По мнению Д.Н. Шмелева, лексическое значение слова - это отражение в слове реальной действительности: предмета, процесса, признака предмета или процесса и отношения .

Слово является двусторонней единицей, то есть имеет звучание и значение. Между звучанием и значением слова для говорящих существует тесная, неразрывная связь. Произнося какое-либо слово, мы вызываем в сознании образ какого-то определенного предмета (действия, явления),

Значение слова – это отражение в слове того или иного явления действительности (предмета, качества, отношения, действия, процесса). Различают грамматическое и лексическое значение слова.

В течение длительного времени психологи наблюдали, что первые слова, появляющиеся в речи ребенка, вовсе не обозначают четкие предметы и не имеют четкой предметной отнесенности.

Процесс овладения четкой предметной отнесенностью слова и его конкретным значением, занимающий центральное место у ребенка младшего дошкольного возраста, в течение длительного времени отличается тем, что слова продолжают носить конкретный характер.

Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, т.к. у него еще не сложились «взрослые» понятия. Для взрослых слово, чаще всего, связано с определенной группой предметов, а ребенок не может обобщать предметы, т.к. у него своя логика и его слова становятся ситуативными и многозначными. Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. Ребенок употребляет слово в «замороженной форме». На начальных этапах слово у ребенка выполняет номинативную функцию, и только позднее они начинают осознавать значение слова. «Значения, которые за ними закрепляются, постоянно изменяются и развиваются. По мере развития ребенка в языке слова все более и более освобождаются от плана ситуации, с которой они первоначально связаны» .

В младшем возрасте для ребенка характерно словотворчество, о котором говорил К.И. Чуковский (от 2 до 8 лет).

Таким образом, можно сделать вывод, что лексическое значение слова определяется различными по своей природе факторами. Слово служит обозначением чего-то вне языка, то есть имеет внеязыковую соотнесенность. Вместе с тем, каждое слово находится в разнообразных отношениях с элементами языка, отношениях, определяющих возможность его употребления для обозначения тех или иных явлений и возможность его сочетания с другими единицами лексики.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Результаты экспериментальной проверки модели процесса обучения учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильном станке
Вся экспериментальная работа условно расчленилась на два периода – констатирующий и формирующий эксперименты. Сущность констатирующего эксперимента заключается в выявлении доступности и уровней качества знаний и умений учащихся, связанных с определением нового содержания обучения и форм деятельност ...

Борьба за реализацию всеобщего обучения
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский ...

Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются: 1) расширение представлений детей об окружающей природе; 2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их; 3) привитие детям любви и бережного отношения к природе; 4) развитие умений узнавать представ ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru