Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента

Страница 2

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх

Приход в детский сад, появление где-нибудь;

незнакомая удивительная игрушка;

поломка игрушки;

плач, крик сверстника, друга;

нападение сверстника, друга;

незнакомый звук;

воспитатель запрещает, ругается, кричит;

незнакомая комната;

появление незнакомых взрослых или детей;

приближение незнакомых людей.

Гнев

Уход матери;

желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;

желание иметь что-то, что нельзя взять;

трудная игрушка, поломка игрушки;

внимание близкого обращено на другого ребенка;

другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

воспитатель забирает игрушку;

физическое наказание;

воспитатель обижает, ругается;

наличие препятствия;

возвращение матери.

Радость

Приход, прибытие куда-либо;

Выполнение задания;

Смотрит в зеркало на себя;

Смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;

Сверстник дурачится;

Внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;

Смешной (незнакомый) звук;

воспитатель дурачится, напевает.

Печаль

приход в детский сад;

уход матери, близкого взрослого;

игра, общение со сверстниками;

невнимание со стороны взрослого;

наказание, порицание взрослого;

трудности при выполнении задания;

сверстники не принимают в игру.

Интерес

приход в группу, прогулка;

незнакомый взрослый;

незнакомый сверстник;

новая игрушка;

незнакомая игра;

рассказ взрослого или показ чего-либо;

проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

подготовка к праздникам.

Удивление

появление чего-либо/кого-либо в группе;

незнакомая игрушка;

на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

новая игра;

знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

близкий взрослый общается иначе.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность

Таблица 2. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

1-я степень

2-я степень

3-я степень

Страх

спокоен, нерешителен, малоактивен

хмурит брови, возбужден, напряжен

отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо

убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки

все отвергает, плачет, дерется

Радость

расслаблен, слегка улыбается

обнимается, активно играет, широко улыбается

размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит

Печаль

спокоен, малоактивен,

хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы

плачет, все отвергает, капризничает

Интерес

практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых

играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым

активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым

Удивление

не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное

широко открывает глаза и рот от удивления,

подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированност ...

Понятие школьной дезадаптации
Проблемы превенции и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы являются очень актуальными в современных условиях. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальн ...

Работа учреждения дополнительного образования
Исследовательская работа проходила на базе подросткового туристского клуба "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре. Педагоги клуба в работе с трудными подростками ставят перед собой ряд задач: Социализация подростков, а именно: умение работать в команде. Развитие лидерских качеств Индивидуальн ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru