Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента

Страница 2

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх

Приход в детский сад, появление где-нибудь;

незнакомая удивительная игрушка;

поломка игрушки;

плач, крик сверстника, друга;

нападение сверстника, друга;

незнакомый звук;

воспитатель запрещает, ругается, кричит;

незнакомая комната;

появление незнакомых взрослых или детей;

приближение незнакомых людей.

Гнев

Уход матери;

желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;

желание иметь что-то, что нельзя взять;

трудная игрушка, поломка игрушки;

внимание близкого обращено на другого ребенка;

другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

воспитатель забирает игрушку;

физическое наказание;

воспитатель обижает, ругается;

наличие препятствия;

возвращение матери.

Радость

Приход, прибытие куда-либо;

Выполнение задания;

Смотрит в зеркало на себя;

Смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;

Сверстник дурачится;

Внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;

Смешной (незнакомый) звук;

воспитатель дурачится, напевает.

Печаль

приход в детский сад;

уход матери, близкого взрослого;

игра, общение со сверстниками;

невнимание со стороны взрослого;

наказание, порицание взрослого;

трудности при выполнении задания;

сверстники не принимают в игру.

Интерес

приход в группу, прогулка;

незнакомый взрослый;

незнакомый сверстник;

новая игрушка;

незнакомая игра;

рассказ взрослого или показ чего-либо;

проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

подготовка к праздникам.

Удивление

появление чего-либо/кого-либо в группе;

незнакомая игрушка;

на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

новая игра;

знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

близкий взрослый общается иначе.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность

Таблица 2. Шкала оценки проявления эмоционального состояния

1-я степень

2-я степень

3-я степень

Страх

спокоен, нерешителен, малоактивен

хмурит брови, возбужден, напряжен

отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо

убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки

все отвергает, плачет, дерется

Радость

расслаблен, слегка улыбается

обнимается, активно играет, широко улыбается

размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит

Печаль

спокоен, малоактивен,

хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы

плачет, все отвергает, капризничает

Интерес

практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых

играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым

активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым

Удивление

не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное

широко открывает глаза и рот от удивления,

подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность? В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.) ...

Профессиограмма социального педагога
Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований. Профессиограмма социального педагога представляет собой э ...

Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Для средних дошкольников в игре главное - отношения между людьми, игровые действия производя ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru