Идея школы Амонашвили

Статьи о педагогике » Идея школы Амонашвили

Страница 2

Как проводить такие уроки?

Основной способ – беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думание (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу, занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, запись сновидений, ведение дневника о своих переживаниях, философствование.

Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой: учитель остается в его душе, добро – в его мыслях.

В таком образовательном процессе ребенок научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.

– И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться. Более того: школа должна жить жизнью сегодняшней, а не вчерашней. Даже завтрашней.

Школа жизни

XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают ему гуманно-личностную направленность.

Первая особенность

Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойного щедрости Творца.

Вторая особенность

Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей.

Третья особенность

В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования.

Четвёртая особенность

Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести
Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и п ...

Исследование уровня развития лексикона детей среднего дошкольного возраста
Изучение особенностей развития лексикона детей средней группы проводилось в «Ясли–сад №10 д. Хотыничы», с января 2013 по май 2013 г. В исследовании участвовало 19 детей, пятилетнего возраста. В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их к ...

Ограничения, налагаемые на учебный план
На учебные планы налагаются следующие ограничения: Календарное время окончания реализации любого раздела учебной дисциплины не должно превышать установленного срока обучения в вузе. Количество учебных часов в неделю не должно превышать заданной нормы. На каждой учебной неделе сумма аудиторных часов ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru