Содержание разностороннего воспитани

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения.

Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:

1. отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

2. отношение к труду (трудолюбие);

3. отношение к общественному достоянию, охране природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

4. отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

5. отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.)

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности

Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:

1. формирование научного мировоззрения, социализацию личности; нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;

2. эстетическое формирование учащихся;

3. физическое развитие

Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств ребенка.

В последние годы в, педагогике активно разрабатывается проблема интег-ративности процесса формирования личностных качеств (В.М.Коротов, И.С.Марьенко).

Процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, то есть интегрируясь, определяют развитие и укрепление этого качества.

Здесь имеют значение два момента: Во-первых, в силу возрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения, обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек.

Без детального продумывания предстоящей воспитательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.

Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а, множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?

При решении данной проблемы следует исходить из того» что, как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле» учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и санитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств.

Указанная многосторонность и целостность развития учащихся имеет весьма важное методическое значение.

Воспитательная работа в школе должна включать два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных качеств учащихся, второе - предусматривать решение в каждый отельный период работы с детьми одной - двух ведущих воспитательных задач связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии.

Только сочетание этих двух направлений в осуществлении воспитательной работы позволяет добиваться ее высокой результативности и педагогической действенности.

Еще о педагогике:

Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании
В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических ...

Организация обучения речевому этикету
Обучение речевому этикету как компоненту культуры страны изучаемого языка включает целый ряд аспектов, каждый из которых значим практически: познавательный аспект влияет на мотивацию, развивающий облегчает овладение, воспитательный способствует и тому, и другому и т.д. Содержательная сторона учебно ...

Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в обучении
Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. Это возможно только ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru