Решение проблемы педагогических кадров

Страница 1

Война привела к значительному сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе. Доля женщин в составе педагогического персонала возросла до 70%. Многие учителя не имели должной квалификации. Недостаток учителей привел и к тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавались. Это отрицательно сказывалось на работе школы. Необходимо было принять меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. Ситуация осложнялась тем, что количество высших и средних педагогических учебных заведений в начале войны заметно сократилось. Число университетов и институтов, готовивших педагогические кадры, уже в 1942 г. по сравнению с 1940 г. уменьшилось почти вдвое.

В этой ситуации правительство приняло ряд мер, направленных на ликвидацию трудностей с педагогическими кадрами. В целях обеспечения школ учителями СНК СССР обязал областные, краевые исполкомы и Совнаркомы автономных республик, наркоматы и ведомства СССР и РСФСР возвратить к 1 сентября 1943 г. на педагогическую работу в школы всех учителей, работающих не по специальности. Исключение составляли учителя, которые занимали выборные должности в советских и общественных организациях. Запрещалось принимать учителей на работу не по специальности без особого, в каждом отдельном случае, разрешения наркома просвещения. С 1944 г. по представлению наркомпросов республик решением Государственного Комитета Обороны учителя досрочно демобилизовывались из тыловых частей армии.

Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 августа 1943 г. была повышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы, а в 1944–1945 гг. и другим педагогическим работникам. Учителя школ и педагогических училищ по снабжению хлебом приравнивались к рабочим промышленности, транспорта и связи. Также улучшалось пенсионное обеспечение учителей.

В августе 1943 г. вопросы, связанные с улучшением работы школ и обеспечением их учительскими кадрами, были рассмотрены на Всероссийском совещании по народному образованию. Для поощрения лучших работников школы был учрежден знак «Отличник народного просвещения».

Повышение деловой и политической квалификации кадров народного образования возлагалось на институты усовершенствования учителей (ИУУ) при областных АССР. В начале 1944 г. Совнарком РСФСР утвердил типовое положение об ИУУ, а также были утверждены другие документы, определившие порядок их работы. Так была законодательно закреплена одна из важнейших форм повышения квалификации и переподготовки учительских кадров.

В декабре 1943 г. также было принято постановление СНК СССР «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования». Возобновлялась работа заочных учительских институтов. СНК СССР обязал учителей, не имеющих законченного педагогического образования, окончить учебные заведения в твердые сроки, возложив ответственность за состояние заочного обучения учителей на заведующих областными, краевыми отделами народного образования и народных комиссаров просвещения республик.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых. Для того ч ...

Профессиональные обязанности социального педагога
В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления — это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность. Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных сл ...

Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней. Первый уровень характеризуе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru