Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"

Статьи о педагогике » Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе » Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"

Страница 2

Рабочее определение проблемы. Под проблемой понимают такую разновидность задачи, задания, теоретического или практического вопроса, решение которого не может быть достигнуто с помощью имеющихся знаний и поэтому требует от обучающихся определенных действий по приобретению новых знаний и способов деятельности.

Учебная проблема. С центральным понятием концепции проблемного обучения связано понятие учебной проблемы (или проблемной задачи). Рассмотрим различные точки зрения на это понятие. Учебная проблема используется как синоним проблемной задачи. Проблемная задача является единицей содержания проблемного обучения, а само это содержание -системой проблемных задач.

В. Оконь трактует учебную проблему как, теоретическую или практическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности ученика.

А.А. Вербицкий "Учебная проблема - должна иметь форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие, который студент переживает как интеллектуальное затруднение" .

A.M. Махмутов "Учебная проблема- форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющего направление умственного поиска, пробуждающего интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия". Следующее базовое понятие теории проблемного обучения -проблемный вопрос. Его содержание анализировалось в работах Т.В. Кудрявцева, М.И, Махмутова, И.Я. Лернера, Т.А, Ильиной, где мы находим весьма неоднозначное толкование. Проблемный вопрос и проблемная задача являются характеристикой объекта мышления. Но между ними есть различие. Структуру проблемной задачи определяет три компонента: данные (условия), требование и искомое (неизвестное). Вопрос же, с одной стороны, может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, с другой - выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Например, к числу остро проблемных вопросов относятся и так называемые вечные вопросы: Что есть истина? Что есть добро? Таковы основные понятия обсуждаемой теории.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике
С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретиз ...

Методика обучения школьников машиноведению
Учебной программой уделяется большое внимание обучению учащихся станочным операциям и сообщению им начальных об­щих сведений о машине. Это не случайно. Во-первых, одна из главных задач трудового обучения в V—VII классах состоит в том, чтобы дать учащимся правильное представление о харак­тере соврем ...

Способы изготовления игрушек с подвижными частями. Материалы, оборудование, инструменты
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru