Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"

Статьи о педагогике » Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе » Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"

Страница 2

Рабочее определение проблемы. Под проблемой понимают такую разновидность задачи, задания, теоретического или практического вопроса, решение которого не может быть достигнуто с помощью имеющихся знаний и поэтому требует от обучающихся определенных действий по приобретению новых знаний и способов деятельности.

Учебная проблема. С центральным понятием концепции проблемного обучения связано понятие учебной проблемы (или проблемной задачи). Рассмотрим различные точки зрения на это понятие. Учебная проблема используется как синоним проблемной задачи. Проблемная задача является единицей содержания проблемного обучения, а само это содержание -системой проблемных задач.

В. Оконь трактует учебную проблему как, теоретическую или практическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности ученика.

А.А. Вербицкий "Учебная проблема - должна иметь форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие, который студент переживает как интеллектуальное затруднение" .

A.M. Махмутов "Учебная проблема- форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющего направление умственного поиска, пробуждающего интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия". Следующее базовое понятие теории проблемного обучения -проблемный вопрос. Его содержание анализировалось в работах Т.В. Кудрявцева, М.И, Махмутова, И.Я. Лернера, Т.А, Ильиной, где мы находим весьма неоднозначное толкование. Проблемный вопрос и проблемная задача являются характеристикой объекта мышления. Но между ними есть различие. Структуру проблемной задачи определяет три компонента: данные (условия), требование и искомое (неизвестное). Вопрос же, с одной стороны, может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, с другой - выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Например, к числу остро проблемных вопросов относятся и так называемые вечные вопросы: Что есть истина? Что есть добро? Таковы основные понятия обсуждаемой теории.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Организация работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала
На следующем этапе мы приступили к формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностных ориентаций и углублению знаний истории и культуры родного поселка. Как было сказано выше, дети экспериментальной группы очень редко проводились экскурсии за пределы детского сада. Перед нам ...

Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр
В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познав ...

Значение труда в развитии ребенка
Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru