Самостоятельная работа и её роль в формировании знаний учащихся при изучении курса «Окружающий мир»

Страница 1

Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности.

Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.

В процессе выполнения самостоятельных работ школьники приобретают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

На уроках «Окружающего мира» в малокомплектной школе возможны организация и проведение различных видов самостоятельных работ (Л. Лебедева).

Для проведения некоторых видов самостоятельных работ потребовалось их разработать, используя учебник Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» для 3 и 4 класса. Предполагаем, что эти разработки и будут способствовать развитию самостоятельности и познавательной активности младших школьников.

Рекомендуемые самостоятельные работы содержат разнообразные вопросы, задания, природоведческие задачи, многие из которых имеют практическое значение. Использование подобных заданий поможет учителю не только проверить знание фактического материала, но и проследить за формированием и развитием умений, навыков и основных приемов умственных действий, таких как анализ, сравнение, обобщение на основе сравнения, наблюдение, установление причинно-следственных связей.

Различная степень сложности предлагаемых заданий дает возможность учителю осуществить дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся; использовать различные формы организации самостоятельных работ (фронтальная, групповая или индивидуальная формы). Некоторые из рекомендуемых самостоятельных работ могут быть использованы в качестве дополнительных домашних заданий.

Предлагаемые самостоятельные работы входят в конспекты уроков по следующим темам: «Как устроен и работает организм человека» и «Как человек воспринимает окружающий мир». В первую тему вошли 4 подтемы: «Кровь. Кровеносная система», «Сердце - главный орган кровеносной системы», «Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества», «Кожа. Строение кожи. Как работает кожа». Во вторую тему вошли 2 подтемы: «Зрение. Берегите глаза», «Слух. Берегите слух».

В разработанные конспекты уроков по темам: «Как устроен и работает организм человека» и «Как человек воспринимает окружающий мир» (см. Приложение 3) вошли самостоятельные работы, соответствующие каждой подтеме из общей темы.

В конспект урока по теме «Кровь. Кровеносная система» вошли индивидуальные карточки. Данный вид работы предлагается проводить на этапе урока «Повторение ранее изученного» с целью проверки и актуализации знаний учащихся и выявлению степени их самостоятельности.

Карточка №1

По вертикали: 1. Орган пищеварения в виде мускульного мешка. 3. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на мордочке у животных.

По горизонтами: 2. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь. 4. Газообразное вещество, составляющее атмосферу земли. 5. Орган дыхания у человека и позвоночных животных. 6. Подвижный мышечный орган, в полости рта.

Карточка №2

Назовите органы при помощи, которых человек дышит? Что происходит с воздухом в легких?

Как уберечь себя от простудных заболеваний?

Карточка №1 представлена заданиями в виде кроссворда, разгадав который учащиеся вспомнят прошлую тему урока, а карточка №2 предполагает устно ответить на вопросы пройденного материала. Данный вид карточек поможет учителю определить, что было в лучшей степени усвоено детьми из прошлой темы урока, а что необходимо дополнить или разъяснить.

К конспекту урока по теме «Сердце - главный орган кровеносной системы» были разработаны индивидуальные карточки с целью проверки и актуализации знаний учащихся, а также проверки знаний на этапе урока «Закрепление нового материала».

Карточка №1

Задание №1: Вставьте в предложения нужные слова.

При вдохе легкие забирают из воздуха, а при

выдохе выбрасывают из организма и

пары.

Задание №2: Почему кровеносную систему называют транспортной?

Карточка №2

Задание №1: Вставьте в предложения нужные слова.

Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы,

, забираети ненужные для организма

Задание №2: Что такое кровь?

Карточка для самостоятельной работы учащихся на этапе урока «Закрепление нового материала».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Место межличностного взаимодействия в системе отношений
В современной психологии проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50х – начала 60х годов), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале 20 столетия. Всю совокупность отношений личности к внешним объектам, к среде, к социальной дей ...

Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...

Диагностика и методика ее осуществления
После применения мониторинговых методик и проведения эксперимента наступает следующий этап исследования – диагностика. Разговор о диагностике творческого развития личности уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos – способный распозн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru