Особое место в модернизированном курсе «Окружающий мир» в малокомплектной школе занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности.
Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.
В процессе выполнения самостоятельных работ школьники приобретают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
На уроках «Окружающего мира» в малокомплектной школе возможны организация и проведение различных видов самостоятельных работ (Л. Лебедева).
Для проведения некоторых видов самостоятельных работ потребовалось их разработать, используя учебник Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» для 3 и 4 класса. Предполагаем, что эти разработки и будут способствовать развитию самостоятельности и познавательной активности младших школьников.
Рекомендуемые самостоятельные работы содержат разнообразные вопросы, задания, природоведческие задачи, многие из которых имеют практическое значение. Использование подобных заданий поможет учителю не только проверить знание фактического материала, но и проследить за формированием и развитием умений, навыков и основных приемов умственных действий, таких как анализ, сравнение, обобщение на основе сравнения, наблюдение, установление причинно-следственных связей.
Различная степень сложности предлагаемых заданий дает возможность учителю осуществить дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся; использовать различные формы организации самостоятельных работ (фронтальная, групповая или индивидуальная формы). Некоторые из рекомендуемых самостоятельных работ могут быть использованы в качестве дополнительных домашних заданий.
Предлагаемые самостоятельные работы входят в конспекты уроков по следующим темам: «Как устроен и работает организм человека» и «Как человек воспринимает окружающий мир». В первую тему вошли 4 подтемы: «Кровь. Кровеносная система», «Сердце - главный орган кровеносной системы», «Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества», «Кожа. Строение кожи. Как работает кожа». Во вторую тему вошли 2 подтемы: «Зрение. Берегите глаза», «Слух. Берегите слух».
В разработанные конспекты уроков по темам: «Как устроен и работает организм человека» и «Как человек воспринимает окружающий мир» (см. Приложение 3) вошли самостоятельные работы, соответствующие каждой подтеме из общей темы.
В конспект урока по теме «Кровь. Кровеносная система» вошли индивидуальные карточки. Данный вид работы предлагается проводить на этапе урока «Повторение ранее изученного» с целью проверки и актуализации знаний учащихся и выявлению степени их самостоятельности.
Карточка №1
По вертикали: 1. Орган пищеварения в виде мускульного мешка. 3. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на мордочке у животных.
По горизонтами: 2. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь. 4. Газообразное вещество, составляющее атмосферу земли. 5. Орган дыхания у человека и позвоночных животных. 6. Подвижный мышечный орган, в полости рта.
Карточка №2
Назовите органы при помощи, которых человек дышит? Что происходит с воздухом в легких?
Как уберечь себя от простудных заболеваний?
Карточка №1 представлена заданиями в виде кроссворда, разгадав который учащиеся вспомнят прошлую тему урока, а карточка №2 предполагает устно ответить на вопросы пройденного материала. Данный вид карточек поможет учителю определить, что было в лучшей степени усвоено детьми из прошлой темы урока, а что необходимо дополнить или разъяснить.
К конспекту урока по теме «Сердце - главный орган кровеносной системы» были разработаны индивидуальные карточки с целью проверки и актуализации знаний учащихся, а также проверки знаний на этапе урока «Закрепление нового материала».
Карточка №1
Задание №1: Вставьте в предложения нужные слова.
При вдохе легкие забирают из воздуха, а при
выдохе выбрасывают из организма и
пары.
Задание №2: Почему кровеносную систему называют транспортной?
Карточка №2
Задание №1: Вставьте в предложения нужные слова.
Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы,
, забираети ненужные для организма
Задание №2: Что такое кровь?
Карточка для самостоятельной работы учащихся на этапе урока «Закрепление нового материала».
Еще о педагогике:
Сущность понятия мотивационно-ценностного отношения к учебной
деятельности у младших школьников
Для раскрытия сущности понятия «мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности» необходимо обратиться к определению таких категорий как «мотив», «ценностные ориентации». В психологической литературе понятие «мотив» трактуется по-разному. Радугин А.А. считает, что мотив – это побуждение к ...
Развитие детского творчества
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соло ...