У детей раннего возраста, воспитывающихся в депривационных условиях отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с гиперчувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых тактильных, голосовых, зрительных стимулов. Страхи депривированных детей оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, мышления, речи.
У депривированных младенцев не наблюдаются характерные в норме для семейных детей страхи чужих взрослых и разлуки с близкими («страхи восьмого месяца жизни»). Часто проявляется страх изменения окружающей обстановки, страх тактильного контакта (поглаживания, прикосновения, взятия на руки – ребенок съеживается, напрягается), страх визуального контакта (ребенок избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса.
Прогноз компенсации депривационных нарушений формирования эмоциональной сферы зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, чья депривация длилась первые три года жизни или больше, демонстрируют социальные и эмоциональные даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке.
Так, по данным В.В. Антонова, даже если детей, которые первые два-три года жизни провели в депривационных условиях, усыновляли и они, живя в семьях, воспитывались в атмосфере любви и всеобщего внимания, их способность к нормальным взаимоотношениям с окружающими оказывалась весьма ограниченной. Для них были характерны агрессивность, жестокость, раздражительность и импульсивность. Игры их были лишены эмоциональности, их отличали неразборчивость в выборе друзей и поверхностность в отношениях с ними. Им не хватало целеустремленности, а многие их действия носили инфантильный характер.
Еще о педагогике:
Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
Специфика адаптации детей к ДОУ Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптирова ...
Функция организации
Распределение обязанностей и планирование времени Ведущая роль руководителя в организаторской работе заключается в привлечении к управлению дошкольным образованием всех работников, педагогов, воспитателей и общественность, вовлечение их в процесс творческой деятельности, создание системы; связей ме ...
Специфика формирования математических представлений и навыков счета у младших
школьников с ФФНР
Установлено, что специфические особенности развития когнитивной и речевой сфер у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловливают своеобразие формирования математических представлений и навыков счетной деятельности (Л.Е. Томме). Среди нарушений процесса овладения математическими по ...