Как отмечает Винарская Е.И., для детей младенческого и раннего возраста характерен феномен «заражения» эмоцией окружающих. «Заражая» ребенка положительными эмоциями, взрослый стимулирует не только его интерес к внешнему миру, но и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме ребенка. Наоборот, «заражая» ребенка отрицательными эмоциями, взрослый подавляет не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Незаинтересованное выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще какого то ни было эмоционального «заражения». С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а поэтому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза тяжелой задержки психического развития.
И.В. Дубровиной и А.Г. Рузской выделен ряд неблагоприятных социальных факторов, определяющих неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в условиях закрытого детского учреждения. Во-первых, это неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые существуют в закрытых детских учреждениях; во-вторых, это непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; в-третьих, отмечена неполноценность, чрезвычайная суженность окружающей детей среды, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и кончая игрушками; и, в-четвертых, авторы говорят о проблеме недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей домов ребенка, их безучастном и равнодушном отношении к детям.
Таким образом, можно говорить о резком обеднении среды в закрытых детских учреждениях за счет уменьшения коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощения эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация), снижения яркости и разнообразия впечатлений, недостаточности внешних развивающих стимулов (сенсорная депривация).
Еще о педагогике:
Изучение особенностей личности учащихся среднего школьного возраста в
педагогическом процессе
Подростковый возраст учащихся обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему Н. К. Кр ...
Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей младших
школьников
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущн ...
Типичные методические ошибки учителя при работе с текстовыми задачами
Ошибка 1. Пропуск этапа анализа условия задачи. «Прочитайте условие задачи. Кто пойдет к доске?» – такое часто можно видеть на уроке. И сразу начинается оформление решения. Этап анализа отсутствует и в некоторых учебниках, и в решебниках. Учителя не всегда сами понимают, зачем нужно проводить этот ...