Гуманистические идеи в современной педагогике

Страница 2

Гуманистической педагогике присуще стремление приблизить, приспособить образование к ребенку. Однако существует ряд общечеловеческих ценностей, ориентируясь на которые педагог организует развитие ребенка. Поскольку педагогический процесс представляет собой целесообразную организацию жизни человека, он приносит в нее ценности и идеалы. При этом педагогическая организация жизни ребенка воспринимается им как своя только тогда, когда он имеет возможность само реализовываться, то есть жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог с помощью специально отобранных и явно или неявно предъявляемых ребенку средств образования обеспечивает корреспонденцию “внутреннего” и “внешнего”. Образовательные средства отбираются, исходя из целей, возможностей и способностей ребенка, и соотносятся с теми общечеловеческими ценностями, на которые ориентируется педагог. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь.

Парадигма гуманистической педагогики в полной мере учитывает диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости свободного развития ребенка с педагогическим руководством процесса; и на необходимости приспособления целей, форм, содержания, методов и средств образования к ребёнку с ориентацией на определенные гуманистические ценности; и на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, то есть с требованием вполне определенных норм поведения.

Несмотря на широкое распространение в XX столетии гуманистических педагогических идеалов, следует признать, что массовую практику образования продолжают определять многие стереотипы, против которых направили острие своей полемики педагоги-педоцентристы в начале века.

Сегодня особенно важно обеспечить ориентацию образования на гуманистическое мировоззрение, освоение им традиций, интенсивно разрабатываемых мировой педагогикой. В этой связи остро встает вопрос об использовании зарубежного опыта в целях более эффективной организации воспитания и обучения подрастающих поколений. Эта проблема тем более актуальна для образования. Причем этот процесс разворачивается на фоне критики единой трудовой политехнической школы, сформировавшейся в первой половине 30-х годов.

Развернувшееся во второй половине 80-х годов общественно-педагогическое движение сделало попытку противопоставить в качестве альтернативы советской школе и педагогике достижения учителей-новаторов. Однако их наработки не смогли удовлетворить всего многообразия запросов образования. Это обстоятельство стимулировало обращение к зарубежному опыту.

Одним из наиболее важных выводов, можно сделать вывод исходя из культурно-гуманистических функций образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и ответственности; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации. Они характеризуют основную направленность гуманистического образования на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, обуславливает неограниченный в социокультурном пространстве, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находиться личность обучаемого. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

Гуманистическое образование и воспитание является основополагающим компонентом в структуре образовательного процесса. Оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Место межличностного взаимодействия в системе отношений
В современной психологии проблема отношений личности разрабатывается сравнительно недавно (с конца 50х – начала 60х годов), хотя первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале 20 столетия. Всю совокупность отношений личности к внешним объектам, к среде, к социальной дей ...

Содержание работы по развитию мелкой моторики и зрительно–двигательной координации на формирующем этапе
В течение одного года мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста (40 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем: 1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом: – развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; – развивать точ ...

Возрастные особенности учащихся
Не стоит также забывать, что воспитание – это формирование жизнеутверждающих потенций у личности. Он будет успешным лишь тогда, когда мы опираемся на главную движущую силу ребенка – на его потребность в радости жизни. Если главным смыслом жизни является добывание и приумножение радости, то ведущим ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru