Планирование как основа организации физкультурно-оздоровительной работы

Страница 1

Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

Прежде, чем приступать к планированию, надо получить, проанализировать и оценить необходимые для этого исходные данные. Такими данными при педагогическом планировании процесса физического воспитания являются:

- общие программно-нормативные установки и научно-практические данные, указывающие целевые ориентиры и основные линии развертывания планируемого процесса;

- конкретные данные, характеризующие контингент занимающихся, на который ориентировано планирование, и условия реализации плана.

Общие программные установки и типовые программы в их современном виде очерчивают совокупность основных средств, рекомендуемых к использованию в физическом воспитании различных контингентов населения, а также ориентировочные требования к объему и режиму их целесообразно организованной двигательной активности. Все это дает ряд существенных опорных пунктов для конкретного планирования, во многом облегчает решение непростой проблемы оптимальной разработки группового и индивидуального плана физического воспитания, но не снимает ее. Приступая к ее решению, специалист призван в первую очередь творчески осмыслить и конкретизировать общие программно-нормативные установки применительно к особенностям контингента занимающихся и реальным условиям предстоящей деятельности.

Важнейшими общими предпосылками и направляющей основой планирования процесса физического воспитания служат научные знания о закономерностях и логике построения этого процесса, а также творчески осмысленные данные положительного практического опыта.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

При разработке планов учитель может пользоваться различными методическими разработками и пособиями, изменяя их в зависимости от конкретных условий школы; мест занятий, наличия оборудования и инвентаря, и, конечно, от состояния физической подготовленности детей.

Предмет «Физическая культура и здоровье» имеет свои специфические особенности. Они выражаются в том, что материал программы изложен не в порядке его последовательного изучения с учащимися, а по разделам и видам физических упражнений. Кроме того, на планирование материала влияет сезонность. Поэтому учителю при планировании необходимо определить ведущие задачи обучения и виды физических упражнений, которые подлежат изучению в четверти, и на каждый урок составлять план.

При определении задач обучения и программного материала на четверть предусматривают следующие положения:

Необходимо, чтобы совокупность упражнении в каждой четверти обеспечивала бы разностороннее влияние на организм детей (следует включить возможно больше видов упражнений).

Программный материал на ту или другую четверть должен соответствовать сезонности.

В течение первой четверти большинство уроков и физкультурно-оздоровительных занятий проводится на открытом воздухе. Поэтому здесь следует планировать бег, прыжки в длину, метание на дальность, упражнения со скакалками, игры, требующие большой площадки (с бегом, с метанием).

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Детский церебральный паралич: характеристика дефекта, его причины и формы
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу из них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не тол ...

Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru