Принцип связи теории с практикой

Статьи о педагогике » Психология и педагогика Юнита » Принцип связи теории с практикой

Страница 5

Зачетно-экзаменационный метод обеспечивает взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса с помощью монологических ответов, собеседования, ответов учащихся на заранее заготовленные вопросы, задания. Функции метода заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы по закреплению и систематизации знаний, умений, навыков. В зачет идет работа, выполненная на хорошем, качественном уровне. В зависимости от характера, содержания работы зачет может быть индивидуальным, групповым или коллективным.

Все рассмотренные методы этапа усвоения-воспроизведения обеспечивают прочное и глубокое усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных способностей. Однако этим не заканчивается процесс обучающего познания и развития личности. Он подходит к высшей кульминационной точке - к воспроизведению усвоенных знаний, умений и навыков путем самостоятельного творческого выражения, включения индивидуального начала в творческую деятельность. К методам этапа воспроизведения-выражения относятся: самостоятельный поиск, художественное исполнительство и критический анализ результатов учебной деятельности.

Самостоятельный поиск представляет собой метод обучения, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Такие задания применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий или литературно-критическим источникам, разрабатывают схемы действия приборов, машин. Огромное значение самостоятельного поиска состоит в том, что он - наиболее четкий и бесспорный показатель глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, отношения к действительности. Исполнительство как метод обучения применим ко всем предметам учебного плана и проявляется в выразительном изложении мыслей, чтении наизусть, декламации, грамотном пении, в использовании законов композиции и технических приемов рисования, эстетическом выполнении письменных заданий в тетради, в культуре труда, эстетике движений и поведения.

Развивающий эффект обнаруживается в активизации эстетического восприятия, творческого воображения, эстетического чувства, художественно-образного мышления. Художественное исполнительство формирует эстетический вкус.

Критический анализ результатов учебной деятельности организует обучающее взаимодействие учителя и учащихся на основе совместного объективного анализа и оценки всеми участниками учебного процесса результата учебной деятельности каждого. Педагогическая функция коллективного анализа заключается в том, чтобы дополнить, углубить, исправить, скорректировать, содержательно проконтролировать результат учебной деятельности. Это позволяет учащимся быть подлинными субъектами обучения, превращает познание в творческий аналитический процесс, активизирует контролирующую роль ученического коллектива.

В заключение рассмотрения анализа методов обучения следует подчеркнуть, что методы всех трех этапов обучающего познания (восприятия-усвоения, усвоения-воспроизведения, воспроизведения-выражения) взаимосвязаны между собой и в живом обучающем процессе вступают в активное, взаимодополняющее взаимодействие.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще о педагогике:

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценивание есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных зн ...

Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на констатирующем этапе
В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты: 1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет. Этот тест может быть использован для измерения: 1) зрительной перцепции; 2) ...

Развитие речи детей раннего возраста
Второй год жизни — ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понима ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru