Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток

Статьи о педагогике » Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет » Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток

Понятие преемственности - одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров, "круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования.

Чтобы разобраться в преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки зрения, попробуем разобраться, в чем состоят особенности школьного образования и чем оно принципиально отличается от образования дошкольников.

Начнем анализ этой проблемы с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий "спонтанное" и "реактивное" обучение. Спонтанное обучение возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе. В этом случае слово "программа" означает не утвержденный и особым образом составленный документ, которым руководствуется образовательные учреждения. Собственная программа - это то, чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться. Ребенок увидел, как его сверстник или кто-то другой, что-то делал - нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т.п., - и он просит: "Научи меня". Однако уже хорошо развитые шестилетние дети начинают по собственному почину учиться что-то делать - подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы, пытаясь выделить особые приемы изготовления понравившегося продукта.

Все это примеры спонтанного обучения, наиболее характерного для детей дошкольного возраста. Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению.

Известный социолог И.В.Бестужев-Лада сказал, что суть преемственности дошкольного и школьного образования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за столиков в детском саду за парты в школе. Звучит это красиво и убедительно. Но если посмотреть на школьную практику, то получается, что не все так ясно и понятно. Во-первых, дети очень хотят замечать изменения своего социального статуса - превращения из дошкольников в младших школьников. На это указывали и указывают многие исследователи дошкольного и младшего школьного возрастов: "Я теперь школьник и уже не буду днем спать", или "Мне надо делать уроки, а вы мне мешаете", или "Я уже хожу в школу и могу идти спать, когда мне захочется", и т.д.

Во-вторых, серьезную проблему представляет собой тезис о том, что ребенок не должен замечать разницу. Многие теоретики и практики стараются это воплотить в жизнь - вводят в обучение дошкольников отдельных специалистов, превращают занятия в настоящие уроки, ставят дошкольникам отметки и т.п. В результате всего этого оказывается, что дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. А собственно, зачем им в школу? Уроки есть и в детском саду, воспитатель медленно, но верно тоже трансформируется в учителя, даже форму, которую с такой гордостью носили учащиеся начальной школы, - и ту отменили.

В школе шестилетние дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физминутки, которые используются многими учителями на уроках, но они тоже должны носить игровой характер.

Таким образом, шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.

Еще о педагогике:

Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются: 1) расширение представлений детей об окружающей природе; 2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их; 3) привитие детям любви и бережного отношения к природе; 4) развитие умений узнавать представ ...

Закономерности роста словаря дошкольника
Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» и др. ребенок образует «новое» слово – «газочник». Или, видя закрытый пакет, ребенок г ...

Детский церебральный паралич: характеристика дефекта, его причины и формы
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу из них составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не тол ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru