Принцип наглядности обучения

Статьи о педагогике » Психология и педагогика Юнита » Принцип наглядности обучения

Принцип наглядности обучения - опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них.

1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

2. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязанию - путем осязания.

3. Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

4. Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

5. Наблюдения учащихся должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

6. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом - главное и второстепенное, а затем - снова в целом.

7. Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

8. Обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию. В совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.

9. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

10. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

Еще о педагогике:

Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения
В Беларуси накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учет ...

Особенности толкования устаревшей лексики
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе – констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...

Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования
Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Респуб ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru