Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных задач у детей шестого года жизни

Статьи о педагогике » Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр » Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных задач у детей шестого года жизни

Страница 2

Детям предлагаются следующие задания:

1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое).

2. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг.)

3. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо).

На втором занятии используются игры и упражнения на нахождение отличительных признаков, на поиск недостающих в ряду фигур путем зрительного и мыслительного анализа. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого.

Детям предлагаются задания:

1. Продолжить ряд изображений.

2. Чем отличается одна картинка от другой?

3. Найди 2 одинаковых предмета?

Таким образом, на втором этапе дети учатся осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. По мере освоения практических действий с палочками в уголок математики добавляются игры для развития логического мышления («Найди отличия», «Что лишнее»), головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, игры на передвижение. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек.

Целью третьего этапа

является развитие у детей творчества и самостоятельности в решении занимательных задач.

Основная цель – выявить умения самостоятельно решать занимательные математические задачи. Для этого целесообразно провести математический КВН. В математическом КВН будут использованы задания на составление геометрических фигур из палочек, на нахождение недостающей фигуры, задания на логику и зрительное восприятие и на знание числового ряда. В ходе проведения КВН будут выявлены знания, которые дети получали на занятиях по математике и в индивидуальной работе; также будет выявлен уровень коллективных навыков решения задач; уровень смекалки и находчивости.

Таким образом, формирующая работа должна быть направлена на развитие интереса к игровым занимательным задачам; развитие умения планировать ход мысли, рассуждать; развитие смекалки и находчивости; развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развитие логического мышления и сообразительности.

Развитие мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач будет эффективным, если:

1. Использовать в работе с детьми шестого года жизни занимательные и доступные по возрасту игровые математические задачи.

2. Игровые занимательные задачи вводить в обучение детей постепенно, в порядке усложнения трудности их решения.

3. Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая готовых образцов.

4. Дети будут решать занимательные задачи не только на занятиях, но и вне занятий.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Игры и задачи с математическим содержанием способствуют всестороннему развитию и воспитанию: активизируют умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом, увлекают и развлекают детей, развивают ум, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения, упражняют в применении их в других видах деятельности. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Данные констатирующего эксперимента показали, что 80% детей низкий уровень интереса к занимательной математике и лишь у 20% высокий; у 60% детей мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение на высоком уровне, низкого уровня развития мыслительных операций нет; у 50% детей присутствуют зачатки словесно-логического мышления, у 30% - нет зачатков логического мышления.

Формирующая работа должна быть направлена на повышение уровня интереса к игровым занимательным задачам, на развитие основных мыслительных операций: сравнения, анализа, классификации; на формирование словесно-логического мышления.

Таким образом, развитие мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач будет эффективным, если:

1. Использовать в работе с детьми шестого года жизни занимательные и доступные по возрасту игровые математические задачи.

2. Игровые занимательные задачи вводить в обучение детей постепенно, в порядке усложнения трудности их решения.

3. Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая готовых образцов.

4. Дети будут решать занимательные задачи не только на занятиях, но и вне занятий.

Страницы: 1 2 

Еще о педагогике:

Виды контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз ...

Биологическое и социальное в личности человека
Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятел ...

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе. Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru