И.Н. Формановская в своей работе «Речевой этикет и культура общения» выделяет девять правил ведения речи. Говорящему предписывается:
ü доброжелательное отношение к собеседнику;
ü проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость;
ü не ставить в центр внимания собственное «я», не навязывать собственных мнений и оценок;
ü не скупиться на языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса;
ü умело выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру;
ü следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин;
ü помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены;
ü постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность и неофициальность обстановки;
ü помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной (несловесной) коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться, всю культуру поведения и культуру речи.
Еще о педагогике:
Организация экспериментальной работы по формированию мировоззрения
старшеклассников при обучении астрономии
Научный эксперимент по формированию целостного мировоззрения проходил на базе средней школы №39, где в экспериментальную и контрольную группы были взяты ученики 10В математического класса. Одним из условий эффективности формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии является оп ...
Творчество преподавателя высшей школы и его развитие
Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также меж ...
Система по применению этикетных фраз и реплик на уроках английского языка
Целью обучения речевому этикету на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, по ...