Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении

Страница 3

- педагог единолично решает все вопросы жизнедеятельности ученика и все коллектива в целом. Он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. - учащиеся реально не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом - этот стиль общения реализуется с помощью диктата и опеки - отказ ученика (коллектива) повиноваться может привести к конфликтной ситуации - успеваемость учащихся рассчитывается исходя из формальных оценок - личность и индивидуальность, мотивы учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия (не принимается во внимание педагогом). Недостатки авторитарного стиля: - порождает неадекватную самооценку учащегося; - прививает культ силы (учитель всегда в той или иной степени является образцом для подражания); - вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми; - формирует невротиков (невротизации личности учащегося способствует помимо перечисленного выше отсутствие отличных патернов поведения, т.к. нет выбора. Автритарное взаимодействие приводит к ограниченным личностным мыслительным конструктам). Преимущества авторитарного стиля: - механистичность стиля легко реализуется на практике в особенности в случае классно-урочной системы обучения (наиболее распространена) - внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны 2) Попустительский - минимальное стремление педагога в обучающую деятельность - формальное выполнение своих функциональных обязанностей; педагог занимается исключительно преподаванием - основная тактика - невмешательство, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся - отсутствие объективного контроля за деятельностью школьников Недостатки попустительского стиля: - отсутствие авторитета педагога среди учащихся - дистантность отношений в диаде учитель-ученик (коллектив) ведет к резкому подрыву доверия между ними - формирование у учащихся чувства отчужденности; учащиеся не встроены в обучающую деятельность, я являются лишь сторонними наблюдателями - для попустительского стиля общения характерно в более мягкой форме недостатки авторитарного подхода Преимущества попустительского стиля: - в связи с отсутствием ответственности педагога я деятельность значительно облегчается - в известном смысле попустительский стиль взаимодействия дает возможность ученику заниматься самообразованием и способствует "формированию" (скорее самоформированю индивидуальных форм мышления). Однако эти возможности могут быть использованы только учащимися с опеределенным уровнем зрелости 3) Демократический - педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии (ученик интегрирован в процесс обучение и является полноправным его участником) - педагог и ученик взаимоориентированы и взаимопринимают друг друга. - открытое и свободное обсуждение возникающих проблем учащихся с педагогом, решение проблем осуществляется коллегиально - педагог активно-положительно относится к ученикам, адекватно оценивает их возможности, успехи и неудачи - предполагается глубокое понимание ученика, его целей и мотивов поведения, умение прогнозировать развитие его личности Недостатки демократического стиля: - по внешним (успеваемость) показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам; добиться реальных объективных результатов не всегда удается - практическая реализация в условиях современной школы демократического стиля взаимодействия сопряжена с многими внешними и внутренними (прежде всего личность учителя, а также характерологические особенности учеников) препятствиями. Преимущества демократического стиля: -благоприятный социально-психологический климат в классах -способствует формированию самоконтроля у учеников -данный стиль взаимодействия позволяет осуществлять не только "голое обучение", но и воспитание, конечным результатом которого, является гармоничная личность человека - способствует формированию открытости ученика к обществу, членом которого он станет в полной мере в будущем - педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. Наряду с вышерассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы к их описанию. В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения: 1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью 2) Общение-дистанция 3) Общение – устрашение 4) Заигрывание Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом. Демократический стиль общения (взаимодействия) вне всякого сомнения является продуктивным, однако нам стоит шире смотреть на эту проблему и привлекать знания из других областей. Очевидно, что на современном мировом геополитическом пространстве не существует истинно демократических государств, в которых бы полностью учитывались интересы каждого гражданина. Любое стабильное общество отчасти существует благодаря насилию над его гражданами - его образующими. Без этого сдерживающего фактора общество не может существовать, в противном случае наступит анархия и об обществе не будет смысла говорить. Но почему же на протяжении тысячи лет повсеместно не наступила анархия и общество не перестало существовать? Помимо насилия другим очень важным сдерживающим фактором является система сдержек и противовесов. Эта система по своему происхождению конвенциональна. Любое общество существует благодаря договоренности между его членами. Тот же самый конвенциональный принцип должен быть положен в основание взаимодействия учителя и ученика. Педагог должен договариваться с учащимися, они же в свою очередь обязаны собладать положения этого договора так же как и учитель. В заключении стоит отметить, что рассмотренные выше стили педагогического взаимодействия являются крайне обобщенными и существуют только в теории. Практическая деятельность педагога в современной школе не позволяет в полной мере реализовать один из этих подходов. Также реальная деятельность педагога свидетельствует о том, что изолированное использование данных стилей не всегда приводит к положительным результатам. Например, авторитарный стиль иногда оказывается достаточно эффективным, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Выше мы указывали на то, что демократический стиль педагогического взаимодействия является, пожалуй, самым продуктивным.[7] . Деятельность педагога направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы включает в себя так же:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми детьми
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированност ...

Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...

Виды школьной дезадаптации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума — это, прежде ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru