Духовно-нравственное воспитание

Страница 1

Новый этап государственной образовательной политики начался в 2007 г., с принятием Закона "Об образовании" в его новой редакции. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания на всех уровнях образования. Применительно к основным общеобразовательным программам Закон указывает на то, что их главной задачей является "обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся".

Духовная дезинтеграция общества, надлом ценностей старшего поколения и размытость смысложизненных ориентиров молодежи привели к тому, что с 1990-х г. Россия занимает одно из первых место в мире по числу абортов, социальных сирот, разводов, самоубийств, в стране недопустимо высока смертность от потребления алкоголя и наркотиков. Кризис набрал такую силу, что привел страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации.

Проблемы существуют, и они известны. Однако не следует упрощать их решение и считать, что само по себе воспитание выведет страну из гуманитарного кризиса. Неверно полагать, что люди станут добрее и правильнее, их гражданское сознание окрепнет и жизнь наладится, если придумать какое-то новое воспитание или воспользоваться одной из традиционных воспитательных систем. Между духовно-нравственным состоянием общества и воспитанием как таковым нет прямого соответствия.

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны не является российским изобретением. Сегодня это становится мировой тенденцией. В научных и политических кругах высокоразвитых и быстроразвивающихся стран получило признание относительно новое понятие "мягкая мощь государства". Этот термин вошел в научный и политический оборот в конце XX в. с подачи Джозефа Ная.

Для превращения России в страну, благоприятную для жизни, бизнеса, творческой самореализации, необходимо доверие. В современных условиях это категория не только социально-психологическая, но экономическая и политическая. Доверие представляет собой один из ключевых факторов "мягкой мощи" государства. К сожалению, его уровень чрезвычайно низок. По данным социологических исследований, свыше 80% россиян полагают, что никому доверять нельзя. В обществе доверие существует в узком кругу "своих" - в семье, среди друзей, компаньонов по службе и бизнесу. Здесь же сохраняются довольно высокие стандарты нравственности. Для остальных - как придется. За пределами своего узкого круга применимы двойные стандарты. Причина сложившегося положения в том, что пока все еще не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов, разделяемая если не всем обществом, то, по крайней мере, его большинством.

Образование в целом, и духовно-нравственное воспитание в особенности, не только испытывает большое влияние со стороны науки, политики, экономики, культуры, международной сферы, но и само через человека, его сознание, ценности, личностные и социальные смыслы оказывает существенное воздействие на их развитие.

Факт включенности образования и воспитания во все процессы модернизации России предопределил основную идею - стандарт как общественный договор. При разработке стандартов и на их основе воспитательных программ должны быть учтены потребности всех общественных групп и слоев населения. Необходимо выявить и согласовать интересы основных социальных субъектов воспитательного процесса: государства, семьи, школы, научно-педагогического сообщества, традиционных российских церквей, общественных организаций, бизнеса и др.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Воспитанники детских закрытых учреждений по данным многих авторов (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, 1940; Попова М.И., 1968; Е.К. Каверина, 1950; Ф.И. Фрадкина, 1955; и др.) значительно отстают в развитии речи. В первые полгода у соматически и неврологически здоровых младенцев домов ребенка, как прав ...

Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе
База проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "родничок" п. Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей Время проведения исследования -1 год. Этапы исслед ...

Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса
Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает Жураковский, контроль за воспитанием обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контро ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru