Как и во всяком другом творческом объединение в хореографическом коллективе творческий процесс сложно переплетен с другим, не менее важным и взаимодополняющим педагогическим процессом. Каждое «повышение планки» в творческом процессе – это прежде всего педагогический эксперимент, и для того, что бы понять их динамику развития и результативность, необходимо постоянно отслеживать каждый этап этой работы.
Подобное педагогическое исследование по констатации, формированию и контролю определенных качественных параметров физического и личностного развития участников выполняется с помощью педагогических мониторинговых и диагностических методик, адаптированных для применения в хореографическом коллективе.
Любой педагогический эксперимент начинается со сбора информации об исследуемых, наблюдения, т.е. мониторинга. Вот общее определение понятия «мониторинг»:
Мониторинг – непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования; непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций. (9, 459)
В целом это понятие можно перевести на русский язык как «наблюдение», и с точки зрения педагогики имеет следующее определение:
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Мониторинг (наблюдение) делится на несколько этапов:
– определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
– выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
– выбор способа наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
– выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
– обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
В «Педагогике» В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова предлагается следующая методика проведения мониторинга – метод опроса (беседа, интервью, анкетирование):
– беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.
– интервьюирование (привнесено из социологии). При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, во время интервью ответы записываются открыто;
– анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.
Еще о педагогике:
Модели и моделирование в процессе обучения
Модель - очень широкое понятие, включающее в себя множество способов представления изучаемой реальности. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сл ...
Осмысление заголовка как один из приемов понимания
текста
Понимание текста есть процесс перекодирования, который позволяет осуществить переход от линейной структуры текста, образуемой последовательностью материальных знаков языка, к структуре его содержания. Понять текст – это значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситу ...
Отбор диагностических методик
Как уже отмечалось нами, формирование образа «Я» через идентификацию порождает определенный механизм выделения себя, дистанциирование от других, что проявляется в своеобразии мышления (ментальности), в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере; мотивационной сфере; направленности, жизнен ...