Психолого-педагогические основы применения технических и мультимедийных средств обучения

Статьи о педагогике » Использование мультимедийных методов в школьном курсе биологии в 7-8-х классах » Психолого-педагогические основы применения технических и мультимедийных средств обучения

Страница 4

Имеется ряд свидетельств, что у работающих с компьютерами детей развиваются навыки оперирования со сложными визуальными образами, повышается так называемый невербальный интеллект, совершенствуется умение читать и понимать вербальные тексты, составлять такие тексты в стиле, привычном для всех пользователей коммуникативных сервисов Интернета. Широкое использование информационных технологий в школе и вне школы способно оказывать существенное влияние на личность детей и подростков. К сожалению, такое влияние далеко не всегда позитивно. Оно нередко способствует инфантильному поведению учащихся, отставанию от сверстников по многим параметрам, а заодно и опережению по совсем другим, не всегда желательным.

Немецкий ученый X. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

а)опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;

б)усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

в) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

г) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

д)отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

е)пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать усвоение материала простым и нетрудоемким;

ж)опасность снижения социализации человека, т. е. его пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей).

Есть данные о том, что при использовании вычислительной техники задерживается освоение устного счета, затрудняется перенос знаний в другие сферы деятельности, обнаруживаются признаки снижения подвижности умственной деятельности, сопровождающиеся трудностями в усвоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции. Усиление логического мышления может привести к некоторому подавлению интуитивного начала.

Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации, мировоззрения и ценностных отношений. Малопригодны компьютеры для того, чтобы принять на себя воспитательные функции. В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблем. Компьютерные конференции могут снять пространственные и временные ограничения в процессе функционирования информации, но не могут заменить реальных конференций, дискуссий, симпозиумов.

Использование компьютеров в обучении оправданно только тогда, когда это приводит к повышению его результативности, максимально нейтрализуя отрицательное воздействие. Это в свою очередь требует основательных психолого-педагогических исследований всех проблем, связанных с компьютеризацией учебно-воспитательного процесса .

Страницы: 1 2 3 4 

Еще о педагогике:

Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы XX века. В разные исторические периоды естествознание и методика его преподавания проходили под различными названиями: «Естественная история», «Природоведение», «Методика преподавания биологии», «Естествознание». Впослед ...

Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первона ...

Школьная адаптация
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru