Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 4

Выявленные в ходе исследования ошибки, допущенные детьми с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:

1) тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласного, основы, супплетивизм, например: причесывает – «причесает», перепрыгивает – «спрыгивает», «прыгает», «запрыгает» и т. д.

2) замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными; согнуть – «сгнуть», отвязать – «развязать», отлетает – «улетает», перепрыгивает – «запрыгивает», выпила – «попила» и т. д.

3) переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения. Например: употребляли глаголы без приставки – «летит», «идет»; выражали законченность действия словами: одевается - «сам научился», оделась – «идет гулять», зима – «зимовать», рыба – «рыбовать» и т. п.

Тогда как дети без речевой патологии в основном правильно выполняли задания, иногда при помощи экспериментатора, или допускали ошибки только в непродуктивных формах словообразования.

В результате исследования мы выяснили, что возможности словообразования глаголов у детей с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в области усвоения семантики производных глаголов, закодированных в словообразовательной структуре. Такая недостаточность в овладении семантическим аспектом, который вносится при употреблении префикса или постфикса при словообразовании глаголов носит стойкий характер. То есть дошкольники с ОНР не чувствуют того тонкого различия, которое вносится различными по значению приставками, суффиксами, что существенно влияет на развитие речи в целом. Так, образование производных глаголов оказалось доступно лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных моделей. В ситуациях, требующих переноса словообразовательных навыков на новый, менее употребляемый в речи лексический материал, происходила «поломка» тех словообразовательных навыков, которые у дошкольников без речевой патологии оказались сформированными достаточно на высоком уровне. Подтверждением этому служат замещения в употреблении продуктивных словообразовательных моделей менее продуктивными, замена менее частотных аффиксов на более частотные, употребление несоответствующего глагола, или повторение производящего глагола без изменения.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, необходимо проводить преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием сначала наиболее продуктивных аффиксов.

То есть мы можем сделать вывод о том, что у детей с ОНР формирование словообразования глаголов идет по тому же пути, что и у детей с нормальным речевым развитием, но у них не произошло того резкого подъема словообразовательных возможностей в дошкольном возрасте, который произошел у детей без речевой патологии.

Также можно отметить, что дошкольники с ОНР в недостаточной степени, по сравнению со сверстниками без речевой патологии, усвоили те модели – типы из речи взрослых, которые необходимы для процесса словообразования. Можно предположить, что самостоятельно этот «взрыв» без специальной работы по формированию словообразования глаголов не произойдет. Следовательно, необходимо как можно раньше начинать формирование словообразовательных возможностей у дошкольников с ОНР для того, чтобы к началу школьного обучения ребенок владел этими возможностями.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще о педагогике:

Отбор диагностических методик
Как уже отмечалось нами, формирование образа «Я» через идентификацию порождает определенный механизм выделения себя, дистанциирование от других, что проявляется в своеобразии мышления (ментальности), в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере; мотивационной сфере; направленности, жизнен ...

Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников
В формировании личности участвуют все звенья системы образования школы, училища, средние специальные и высшие учебные заведения. Школа должна развивать у учащихся трудолюбие, богатый внутренний мир, чувство долга, прямоту и честность в поведении, волю, умение прийти на помощь другому, интерес к акт ...

Изобразительные средства педагогического рисунка
Материалы, применяемые в педагогическом рисовании. В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом. Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на к ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru