Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

В процессе формирования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

А) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок: -с, -на, -по, -про.

Б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во-.

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

Работу над словообразованием глаголов необходимо осуществлять в такой последовательности:

Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом по значению (пришел, приехал). При этом подбираются слова с одинаково звучащими аффиксами одного значения.

Выделение общего значения, вносимого аффиксом (противоположности, приближения, удаления, пересечения).

Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

Закрепление связи значения и звучания аффикса (например приставка при- означает приближение, приставка пере- означает пересечение чего – то).

Анализ звукового состава выделенной морфемы.

Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

Самостоятельное образование детьми слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования глаголов широко используется прием сравнения. Сравнение проводится в двух планах:

-сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

-сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается акцент на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава слова используются графические схемы слов. При этом в начале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Таким образом, можно предположить, что анализ языковых явлений у детей с ОНР и, в частности, особенностей словообразования глаголов, а также построение логопедической работы с учетом выявленных в каждом конкретном случае специфических трудностей позволит повысить эффективность работы по формированию грамматически правильной речи у детей данной группы.

Анализ литературы по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил сделать вывод, что в современной логопедии большое значение придается системному подходу в изучении и преодолении данного речевого расстройства. Исходя из такой научной позиции, крайне важной представляется проблема определения и уточнения всех компонентов, входящих в структуру данного речевого дефекта.

Нам удалось выяснить, что в современном русском языке словообразовательный анализ вскрывает живые словообразовательные связи, живые модели образования слов. Это возможно благодаря основному свойству словообразовательной модели – ее воспроизводимости и повторяемости, которое еще называется регулярностью.

Понятна безусловная значимость словообразования для речевого развития ребенка. Подразумевается не только развитие устной речи, но и подготовка к усвоению навыков письма. Для усвоения грамоты необходима сформированность у ребенка целого ряда предпосылок. К их числу относятся умение отделить звуковую сторону слова от смысловой, а также умение проанализировать звуковой состав слова.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Особенности усвоения математических навыков учеников с нарушением интеллекта
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей челове ...

Особенности организации урока музыки в школе
Как мы уже отметили, в современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую ди ...

Типичные методические ошибки учителя при работе с текстовыми задачами
Ошибка 1. Пропуск этапа анализа условия задачи. «Прочитайте условие задачи. Кто пойдет к доске?» – такое часто можно видеть на уроке. И сразу начинается оформление решения. Этап анализа отсутствует и в некоторых учебниках, и в решебниках. Учителя не всегда сами понимают, зачем нужно проводить этот ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru