Данное исследование проводилось в детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В эксперименте участвовало 10 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 6 лет (они образовали контрольную группу) и 10 детей с общим недоразвитием речи того же возраста, вошедшие в состав экспериментальной группы.
Дети экспериментальной группы отобраны по готовым диагнозам ПМПК города Норильска, и на момент обследования занимались с логопедом на протяжении различного времени (семь детей первый год и три ребенка - второй). Все дети этой группы имели диагноз ОНР III уровня, а у одного из воспитанников, кроме того, отмечена стертая дизартрия.
Психологический климат в группе позитивный. Дети дружны между собой, разговорчивы, с удовольствием позволяли с ними «поиграть» - произвести обследование, хотя к ним пришел абсолютно незнакомый, новый человек.
Трое детей экспериментальной группы воспитываются в полных семьях.
Дети контрольной группы были без речевых нарушений. Они с 3-4 лет посещают обычную группу детского сада. Дети дружелюбны между собой, и с окружающими. С удовольствием отзывались на приглашение немного с ними поиграть (обследовать). При обследовании вели себя спокойно, внимательно выслушивали задания.
Шестеро детей из контрольной группы воспитываются в неполных семьях.
У всех обследованных детей слух, зрение и интеллект были сохранны.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе была разработана методика констатирующего эксперимента на основе работ Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.И. Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и отобраны дети в экспериментальную и контрольную группы.
На втором этапе проводилось обследование по разработанной методике. Обследование проводилось в индивидуальной форме в течение 15 минут с каждым ребенком на протяжении трех дней (с понедельника по среду) в первой половине дня. Экспериментатор фиксировал все полученные результаты в протоколах обследования.
На третьем этапе проводилась обработка, интерпретация полученных результатов относительно особенностей словообразования глаголов у дошкольников с ОНР сравнительно со сверстниками без речевой патологии.
На четвертом этапе, на основании результатов эксперимента была подобрана методика работы с детьми экспериментальной группы по развитию словообразования глаголов.
Еще о педагогике:
Каковы основные категории педагогики
В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью п ...
Модели и моделирование в процессе обучения
Модель - очень широкое понятие, включающее в себя множество способов представления изучаемой реальности. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сл ...
Семья как основной воспитывающий социальный
институт
Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье - элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий. Практика свидетельствует: ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере зам ...