Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

Дети, отнесенные автором к четвёртому уровню, производят, на первый взгляд, довольно благополучное впечатление: у них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкая дифференциация звуков ( р-рь-л-ль-иот, ш-ч-щ, ть-ц-с-сь и др.) Своеобразие нарушения слоговой структуры у этих детей заключается в том, что понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а потому возникает искажение звуконаполняемости в разных вариантах:

персеверации: «бпибибилиотекарь» – библиотекарь;

перестановки звуков и слогов: «потрной» – портной;

сокращение согласных при стечении: «качиха кет кань» – ткачиха ткет ткань;

замены слов: «кабуретка» – табуретка;

5. в редких случаях - опускание слогов: «трехтажный – трехэтажный»;

Степень отставания в правильном употреблении сложных по структуре слов особенно наглядно выступает в сравнении с нормой. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей смазанности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков свидетельствует о низком уровне дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. Так же у детей этого уровня речевого нарушения, как замечает Т. Б. Филичева, обнаружены отдельные нарушения смысловой стороны языка. Например, несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых птиц, животных (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), профессий людей (экскурсовод, пианист), частей тела (пятка, ноздри). Отвечая на вопросы, дети смешивают родовые и видовые понятия: деревья – березки, елки, лес.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети используют типовые и сходные названия: (прямоугольный – квадрат, перебежал – бежал). Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению (мальчик чистит метлой двор вместо мальчик подметает); в неточном употреблении и смешении признаков (высокий дом – большой; смелый мальчик – быстрый).

Значительные трудности у детей этого уровня вызывает образование слов с помощью увеличительных суффиксов: (домище – большой дом), или называют произвольную форму (домуща вместо домище).

Стойким остаются ошибки при употреблении:

уменьшительно – ласкательных существительных (гнездко – гнездышко);

существительных с суффиксами единичности (чайка – чаинка);

Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов. Невыполнимым является задание на подбор противоположных по значению слов следующим словам: молодость, свет, румяное лицо, передняя дверь, разные игрушки.

С дифференциацией глаголов, включающих приставки –ото, -вы, также справляются не все дети. Чаще подбираются слова, близкие к синонимам (выдвинуть – подвинуть, отодвинуть – двинуть).

В грамматическом оформлении речи данной категории детей, как считает Т. Б. Филичева, отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, (дети увидели медведев). Особую сложность для этих детей представляют конструкции с придаточными предложениями: пропуски или замены союзов, инверсии (наконец все увидели долго искали которого котенка).

По мнению Т.Б. Филичевой отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи, в процессе которой допускают следующие ошибки:

В беседе констатируются нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Рассказывая о событиях из своей жизни, дети пользуются в основном простыми малоинформативными словами.

Дети испытывают трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Таким образом, выделение логопедом группы детей с не резко выраженными элементами недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических средств языка позволит определить уровень требований к речи детей на различных этапах ее формирования, а так же подобрать дифференцированные методические приемы коррекции.

Итак, детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

Чтобы ограничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребёнка.

Несмотря на определённые отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспечивает её коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Формирование контроля и самооценки
Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей ...

Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...

Методика формирования нравственности на уроке географии
«Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы». Это высказывание можно взять за основу в своей работе по предмету география. Любой современный педагог, при ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru