Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере

Статьи о педагогике » Развитие организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере » Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере

Страница 3

Совместно с игровыми формами возможно использование различных коррекционных упражнений.

Например, Поляков С.Д. выделяет несколько интересных форм работы для развития творческих качеств, активизации процессов самопознания, гармоничного развития личностных качеств, поступательной коррекции эмоционально-познавательной сферы, межличностного взаимодействия.

Коллективное творческое дело – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективно творческие дела позволяют создать в лагере широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе коллективно творческого дела ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение временного коллектива, и формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективного творческого дела взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

План реализации программы

День смены

Мероприятия

Описание

Ι. Организационный период "Я умею" (1-3 день)

1) Знакомство с лагерем.

2) Ввод детей в программу на уровне отрядов.

3) Огоньки знакомств в отрядах.

Отрядная работа, экскурсии по территории. Знакомство с традициями и правилами жизни в лагере.

1) Создать доверительную, дружелюбную рабочую атмосферу.

2) Установить принципы работы в группы.

3) Формировать первое впечатление друг о друге.

Основные тезисы вступительного слова социального педагога к участникам:

Социальный педагог должен представиться.

Социальный педагог указывает на то, чего не будет: "а) ни в коем случае не ожидайте, что я буду вас воспитывать или перевоспитывать. Это не моя задача; б) я не буду вас ничему учить – я не учитель; в) я не собираюсь лечить вас – я не врач".

Затем социальный педагог вводит понятие испытания. Он говорит: "Я предлагаю вам пройти множество простых и сложных психологических испытаний". "Испытай себя, попробуй, сумеешь ли?", "Попробуй ответить себе на вопросы: "Какой я?", "Что я могу?", "Что обо мне могут сказать?" и получить обратную связь." Обязательно нужно сказать, что испытания будем проходить будем проходить вместе, на равных. От простых упражнений к сложным.

Социальный педагог должен сказать о правилах: а) все общаются на "Ты"; б) каждый свободен участвовать или не участвовать в упражнениях.

Основные тезисы вступительного слова социальный педагога к детям:

Социальный педагог должен убедить зрителей, что они нужны ему.

"Я тоже прошу вас быть свободными и поближе к окружающим".

"Мне нужны не только ваши глаза, но и ваше сопереживание. Мне нужны взрослые образцы поведения. Я буду включать вас в группу на 1-2 упражнения. Я буду использовать вас для получения обратной эмоциональной реакции".

"Не бойтесь, не стесняйтесь. Через полчаса не будет зрителей, все будут участниками".

Проводимые мероприятия: Тест "Кто ты?"; Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера); игры на знакомство

1) Игры на знакомство.

2) Выборы ответственных групп (отвечающие за оформление уголка отряда, творческие – продумывание названия отряда, девиза и т.д.).

3) Вечерний костёр.

1) Подготовка отрядной символики.

2) Торжественная линейка, посвящённая открытию смены. Представление отрядов.

4) "Мы вас ждали, мы вам рады!" – галла концерт вожатых.

Представление визиток отрядов – выход на сцену каждого члена отряда (первичное снятие страха сцены и публичного выступления).

ΙΙ. Основной период "Мы вместе" (4-16 день)

1) Оформление общелагерного информационного стенда.

2) Знакомство с ремесленными мастерскими. Выявление талантов, способностей и интересов детей.

Выявление индивидуальных возможностей и способностей каждого участника лагеря.

Выбор каждым ребенком интересующих его классов.

1) Работа хобби-классов.

2) Подведение итогов дня. Отрядные мероприятия.

Ребята рассказывают о своих впечатлениях, о хобби-классах.

1) День отряда. Мероприятия по сплоченности отрядного коллектива.

2) Подведение итогов дня. Отрядные мероприятия.

1) Показать наличие связей личности с окружающими ее близкими людьми и важность этих связей в жизни каждого человека.

2) Разъяснить принципы построения гармоничных отношений с близкими людьми.

3) Дать ученикам возможность улучшить навыки развития этих отношений.

4) Упражнения по сплоченности коллектива

1) Подготовка к конкурсу "Мисс лагеря"

2) Тренинг "Организаторские способности"

3) Работа хобби-классов.

1) Работа с девочками, желающими принять участие в конкурсе, исследование собственных возможностей и талантов для подготовки номеров.

Беседа: Выступление перед публикой.

Ожидаемые результаты: снятие первичного страха публичного выступления; появление чувства общности с лагерем и отрядом.

Упражнения на речевые действия и развитие ораторского искусства.

2) Познакомить учащихся с этапами принятия решений.

Отработать организаторские навыки.

3) Методика "КОС-2" (см. Приложение 1).

1) Конкурс "Мисс лагеря"

2) Тренинг ""Лидер – кто он?"

3) Отрядные костры. Подведение итогов дня.

1) Конкурс среди девочек лагеря.

2) Опыт публичного выступление в ситуации экспромта; анализ и в случае необходимости коррекция педагогами отношений к результатам

3) Проведение теста "Я-лидер" (Тихомирова Е.И.).

Обсудить с подростками способы поведения и признаки, характерные для лидера, для уверенного в себе человека.

Отработать на практике некоторые из этих способов поведения.

Показать необходимость формирования определенных жизненных навыков человека.

Предоставить подросткам возможность потренироваться в отстаивании своих убеждений.

1) Игра по станциям "Чемодан лидера"

2) Подведение дня. Отрядные мероприятия.

Создание положительного настроя на преодоление трудностей всей командой, развитие "духа отряда"; укрепление позитивного настроя на совместную работу и взаимовыручку; раскрытие способностей ребят.

Обсуждение игры по станциям. Анализ и сравнение результатов игры и теста "Я-лидер".

1) Работа хобби-классов.

2) Подготовка ко Дню оживших сказок.

Развитие игрового сюжета; выделение талантливых ребят; приобщение к литературному творчеству.

Сюжетно-ролевые игры Упражнения на речевые действия.

1) День оживших сказок. Конкурс инсценированных сказок.

2) Подведение итогов дня. Отрядные мероприятия.

1) Подготовка к конкурсу "Мистер лагеря"

2) Работа хобби-классов.

Работа с мальчиками, желающими принять участие в конкурсе, исследование собственных возможностей и талантов для подготовки номеров.

Беседа: Выступление перед публикой.

Упражнения на речевые действия и развитие ораторского искусства.

Ожидаемые результаты: снятие первичного страха публичного выступления; появление чувства общности с лагерем и отрядом.

1) Конкурс "Мистер лагеря"

2) Подведение итогов дня. Отрядные мероприятия.

1) Конкурс среди юношей лагеря.

2) Опыт публичного выступление в ситуации экспромта; анализ и в случае необходимости коррекция педагогами отношений к результатам.

1) День Выставки достижений.

2) Подведение итогов дня. Отрядные мероприятия.

Ярмарка поделок ремесленных мастерских, достижений – ребята смогут продемонстрировать свои поделки, рисунки и пр., показать свои музыкальные, танцевальные таланты и пр.

Беседа: Мой опыт: в чём он состоит и чем я могу поделиться с друзьями? Подведение итогов сделанного: когда, зачем и как?

Проведение методик "Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач"

1) Подготовка к Дню самоуправления

2) Подготовка к отчетному концерту

Выявление творчески одаренных детей; обсуждение идеи сценария отрядного номера; выделение специализаций (интерес и способности к пародированию, музыкальному и сценическому творчеству).

Развитие игрового сюжета; приобщение ребят к музыкальной и исполнительской культуре; налаживание межотрядных связей. Рефлексия прожитых дней;

сплочение отряда при оказании помощи ребятам из других отрядов. Методика "Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях" (тест Т. Лири)

1) День самоуправления

2) Подготовка к отчетному концерту

3) Отрядные костры. Подведение итогов дня.

Развитие организаторских и управленческих навыков; развитие навыков взаимопомощи; рефлексия себя как взрослого самостоятельного человека, ответственного за свои действия.

Ожидаемые результаты Дня самоуправления:

1) Обогащение личного опыта подростков социально и личностно-значимым содержанием;

3) Продуктивность деятельности подростков, выраженная в соответствующих предметно-практических достижениях.

4) Проявление коммуникативных способностей, свойств лидера, поступков, ожидаемых в качестве результата самоуправления;

5) Формирование организаторских способностей, которые способствуют формированию таких умений, как:

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

6) Воспитанники приобретают ряд качеств, таких как:

- личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

- принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

7) Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

ΙΙΙ. Итоговый период "Наши успехи" (17-18 день).

1) Торжественное закрытие смены. Отчетный концерт отрядов, в т.ч. отряда вожатых.

3) Отрядные мероприятия

Анализ полученных знаний и открытых способностей; воплощение замыслов; начало подведения итогов.

1) Работа в отрядах

2) Отъезд.

1) Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

2) Подведение итогов смены. Заполнение творческой анкеты

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Этиология дисграфий
Для выяснения причин дисграфии мы решили обратиться к исследованиям А.Н. Корнева. Он наиболее подробно проанализировал причины нарушения письма у детей и выделил 3 группы причин: 1. Конституциональные предпосылки (наследственность) – замедленные сроки созревания функциональных систем, которые обесп ...

Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и стар ...

Преемственность дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток
Понятие преемственности - одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров, "круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования. Чтобы разобраться в преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки зрения, попробуем разобраться, в чем со ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru